переходы между этими этапами, 'узлы', в которых результаты того или иного этапа представлены в органичном и связном виде, целостно выражающем и отчасти превосходящем достигнутый уровень. Говорится, что в Грантхах 'власть Майи особенно сильна' (см. 2). Достигнув Грантхи, Кундалини стремится свернуться кольцом и заснуть; происходит взрыв воображения, в результате которого йогин нередко теряет нить восприятия 'того, что есть' (см. 35).
В масштабе восхождения Махакундалини, то есть всеобщей эволюции (усложнения организации) материальных систем (см. 4) и соответствующих форм отражательной способности ('сознания'), указанные в таблице Грантхи представляют собой 'камни эволюционного преткновения' для минералов, растений, животных, людей и йогинов.
[ Оглавление ]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
'С емя, чтобы дать жизнь новому побегу и новому плоду, должно умереть', — изречение, хорошо известное оккультной традиции. Вот только никто не хочет умирать.
Толчком к написанию этой работы послужило знакомство с материалами книги Дж. Мишлава 'Корни сознания', посвященными теме Чакр. Я был удивлен, обнаружив, что на Западе проблемы, связанные с данным предметом, осознаются и решаются в настоящее время на уровне конца XIX века. По-видимому, столь неутешительное положение дел обусловлено тем, что Запад скован живой оккультной традицией. Мы находимся в более выгодном положении. Традиция, питая нас соками зрелого плода былых достижений, больше не довлеет над нами, не сковывает скорлупой догмата. Мы открыты для роста — для нового сознания и для нового действия, которые дадут в будущем новый плод и новую традицию.
* * * * *
Некоторые читатели, возможно, были разочарованы тем, что говоря о Чакрах, я ничего не сказал о качественной специфике различных центров. С каким центром связаны те или иные эмоции, ситуации, потребности, города, мысли, планеты, культуры и т.д.? Все это читателям предстоит выяснить самостоятельно.
Внутренние ощущения одного человека объективно могут не совпадать с ощущениями другого человека, однако он вполне может внушить себе нечто подобное. Для построения 'специальной теории Чакр' необходимо огромное количество разноплановых классификаций, которые бы представляли итоги личного опыта, по возможности минимально окрашенного навязанной извне догматикой. И лишь на основании такого обширного фактического материала можно будет попытаться в дальнейшем выявить объективную специфику ('спектр специфики') каждой из Чакр.
А вот и первое упражнение. Внимательные читатели должны были отметить, что в зависимости от перехода к рассмотрению различных сторон предмета изменялся и стиль изложения: изменение окраски содержания влекло за собой изменение окраски формы. Но стиль изложения также отражает активность центров. Попробуйте почувствовать, какие центры были задействованы у автора при освещении тех или иных сторон предмета.
зима 1982-83
[ Оглавление ]
Приложение I
'ПОКРОВЫ', 'ТЕЛА', 'ПЛАНЫ' И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ОБЪЕКТНЫЕ СФЕРЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
ПОКРОВЫ
(КОШИ)
ТЕЛА И ПЛАНЫ
ОБЪЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ
Санскрит
Европейские соответствия
АННАМАЙЯ
покров пищи
Стхула Шарира
Физическое тело
Собственное тело как объект экстероцепторной перцепции
Т
Е
Л
О
ПРАНАМАЙЯ
покров дыхания
или покров жизни
Стхула Прана
Эфирное (тонкоматериальное) тело
Соматика, 'схема тела'
Сукшма Прана
Праническое (энергетическое) тело
Вегетатика, 'биоэнергетика'
МАНОМАЙЯ
покров ума
или покров души
Кама Рупа
Витальное (астральное) тело, низший и высший витал (астрал)
Инстинктивные влечения, желания, низшие эмоции
Д
У
Ш
А
Кама Арупа
Высшие эмоции и чувства
Рупа Манас
Ментальное тело, низший и высший ментал
Образное мышление, рассудок
Арупа Манас
Абстрактное мышление, разум
Ахамкара
Воображаемое 'я'
Личностное самосознание, образ-концепция себя
как действующего лица
ВИДЖНЯНАМАЙЯ
покров мудрости
Карана Шарира (низшая Буддхи)
Тело причин (каузальное)
Мотивационная сфера психики, бытовая интуиция
Д
У
Ишвара