попадает во время сновидений (см. 45, 130): будучи скрыт ясным светом бодрствующего сознания, этот 'звездный' мир приоткрывается нам во сне, подобно тому как звезды обнаруживают свое существование лишь после захода солнца. При этом 'раз и навсегда следует отметить, что новые 'места' или новые сферы, куда переходит душа, означают не что иное, как изменение состояния самой души' (58, 168; сравн. 79, 21).
Строго говоря, речь идет не об астральном ПЛАНЕ (поскольку в качестве самостоятельного 'космического плана', то есть частотного диапазона всеобщего поля, 'астрал' не существует), а о копирующем пространственно-временной континуум голографическом астральном ЭКРАНЕ, на который проецируются события различных планов.
Как уже указывалось ранее, события, с которыми мы сталкиваемся в 'астрале', представляют собой трехмерные визуальные 'транскрипции' процессов, протекающих на тех или иных этажах организма и психики. Это 'астральные голограммы' событий в различных 'покровах' и связанных с ними 'оболочках', совокупная активность которых создает целостный процесс нашего восприятия себя и мира. Таким образом, 'астральный выход' представляет собой нечто вроде коллапса, в результате которого сознание как бы 'проваливается в собственные подвалы' и попадает в 'магический театр' скрытых механизмов своей 'фронтальной активности' (см. 63).
При рассмотрении 'актерской группы' этого театра, особое внимание следует уделить областям, пограничным с Маномайей; назовем их 'зонами потребностей'. Так, между Пранамайей и Маномайей лежит зона индивидуально-органических (пища, самосохранение) и видовых (сексуальных и родительских) потребностей, а между Маномайей и Виджнянамайей — социальных (коммуникативных и иерархических) и идеальных (потребностей в познании и творчестве, — в том числе потребность в эволюционном развитии). Именно в 'зонах потребностей' обитает, говоря словами Шекспира, то 'божество, что придает форму нашим намерениям, обтесывая их сообразно своим желаниям'.
Обладая известной независимостью от сферы переживаемых психических явлений и сознательного целеполагания, — более того, определяя характер протекающих здесь процессов, 'зоны потребностей' представляют собой основные источники 'самостоятельных сущностей', проецирующихся на астральной сцене. Для тех, кто 'имеет уши' не лишним будет в этой связи процитировать следующее высказывание Маркса: 'Никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей...'
Рассмотрим теперь как визуализируемые области соотносятся с различными Чакрами.
Пауэлл пишет, что 'помимо других своих функций Чакры служат точками соединения сил, переходящих из одной оболочки в другую' (см. 52). Иными словами, 'растяжка' уровней восприятия и связанных с ними 'космических планов' существует не только между центрами (чем выше Чакра, тем более 'возвышенный' уровень), но и в рамках каждого центра. Каждый центр представляет собой точку подключения ко к всем планам, то есть может работать во всех диапазонах всеобщего поля. Поэтому из одного и того же плана может поступать информация различного характера, в зависимости от того, через какой центр он идет.
Однако Чакры 'размазаны' по уровням восприятия неравномерно: можно говорить о слабых, хороших и прочных контактах тех или иных центров с теми или иными планами. Соответственно и в 'астральных мирах', визуализируемых в разных Чакрах, преобладающими являются проекции разных планов.
Приводимая ниже графическая модель представляет собой своеобразную 'карту внутренних пространств', координационную сетку для 72 возможных областей восприятия и визуализации, соотносящихся с различными Чакрами, которые представлены на физическом плане различными 'сегментами' тела. Горизонтальные ряды соответствуют планам, а вертикальные столбцы — центрам. Восьмая Чакра в данной таблице соответствует центру, который переживается над головой (Сахасрадала Чакра, по Шри Ауробиндо).
Чистые квадраты обозначают зоны слабого контакта, а квадраты с пересекающимися диагоналями — зоны преобладающего контакта. Волнистая линия обозначает путь прохождения Кундалини сквозь 'внутренние пространства', а темные ромбы — так называемые Грантхи или 'узлы', которые 'завязываются' на ее пути.