а вслед за ним и другие представители школы 'северного посвящения' называли начало, управляющее вегетативными функциями организма, 'АСТРАЛЬНЫМ ТЕЛОМ', полагая, что оно состоит из межпланетного или астрального ('звездного') вещества (см. 75), благодаря чему подвержено влиянию звезд. Папюс говорит, что астральное тело — это животная душа, посредник между телом и духом. А.В.Трояновский в предисловии к книге Лидбитера 'Астральный план' отмечает, что 'оживление существ' составляет лишь одну из функций астрала, добавляя, что 'при образовании существ материальное, тело формируется по астральному клише' (37, 3-4). Гендель, напротив, полагает, что 'в течение внутриутробного периода развития плотное тело строится по матрице эфирного тела' (цит. по 45, 245). Систематизируя материал, связанный с данной темой, Рамачарака приходит к выводу, что эфирное и астральное тело — это одно и то же, однако предпочитает пользоваться последним термином: 'Астральное тело есть оригинал, по которому строится физическое тело' (58, 7-8).
Представители теософической школы 'южного посвящения' рассматривали в качестве 'организующего фактора физического тела' (79, 8) именно эфирное, а не астральное тело. 'Материя же, которая служит проводником для таких явлений нашей душевной природы, как страсти, эмоции, чувства и волнения, материя более тонкая, чем эфир, получила... название 'астральная' — вследствие ее свойства светиться в темноте' (там же, 9).
Для северной школы более характерны представления именно о 'выделении астрального тела' (из физического), а не о 'выходе в астрал'. Выделив астральное тело можно путешествовать по этому миру, оставаясь невидимым (см. 40). С точки зрения южной школы такой феномен следовало бы назвать выделением эфирного, а не астрального тела. Представители этой школы подчеркивают, что 'переход' из физического тела в астральное означает прежде всего 'иное положение души во времени и пространстве' (см. 58, 7), то есть выход в иной, 'параллельный' физическому мир, названный 'АСТРАЛЬНЫМ ПЛАНОМ'.
Если термин 'астральное тело' фактически дублирует такие понятия, как 'эфирное тело' (северная школа) и 'витальное тело' (южная школа), то термин 'астральный план' действительно не сводится ни к одному из рассмотренных выше планов (эфирному, праническому, витальному). Дело в том, что все эти планы в норме сосуществуют с физическим: мы можем воспринимать любой из них наряду с внешним миром. Напротив, астральный план может лишь частично прорываться* на физический в условиях самовнушенной экзальтации или в условиях патологии — например, во время белой горячки.
* Ясное дело, сказанное относится лишь к спонтанным прорывам; тибетские буддисты, например, посредством специальной практики визуализации именно совмещают физический мир с миром видений, причем совмещают до такой степени, что утрачивают критерии различия между этими двумя мирами. Делается это, однако, вовсе не с целью 'опытно убедиться' в реальности астрального плана, но как раз наоборот: 'опытно убедится' в том, что физический мир мало чем отличается от визуализаций, порождаемых умом практикующего (см. 58).
'Экстериоризация астрального тела по сути дела есть первый шаг в ту таинственную область, которая называется смертью' (40). Лидбитер определяет астральный план как 'низшее царство невидимого мира, куда человек попадает сейчас же после смерти — Гадес (Аид) или царство теней у греков, чистилище или переходное существование у христиан...' (37, 5). 'Мир небесный' он называет соответственно 'ментальным планом' (см. 38). Однако анализ его работ показывает, что и в первом и во втором случае речь идет не о чем ином, как о визуализации определенных переживаний. По Лидбитеру, 'мир небесный' (ментал) отличается от 'мира теней' (астрал) только тем, что переживания и образы здесь более приятны и возвышенны.
Использование термина 'ментальный план' в таком приложении вносит в этот и без того запутанный предмет дополнительную и ничем не оправданную путаницу, — ведь даже полный выход на ментальный план (погружение в ментальный поток при утрате восприятия внешнего мира) не обязательно связан с визуализациями. Поэтому во избежание ненужных недоразумений представляется уместным по отношению к любого рода визуализируемым событиям применять только термин 'астральный план', — тем более, что в расхожем словоупотреблении термин — 'астрал' ассоциируется именно с визуализациями.