фиксируют различные этапы этой эволюции. В то же время оно первично по отношению к каждому отдельному организму, оказывая на него непосредственное формирующее воздействие ВО ВСЕХ ДИАПАЗОНАХ.
Возникло ли указанное поле в процессе эволюции органической жизни на Земле или сама эта эволюция была обусловлена погруженностью нашей планеты в космические поля, создаваемые эволюционирующей органической жизнью во всех уголках вселенной, — 'поля жизни', 'поля разума' и 'поля супраментальные'? Очевидно, время ответа на этот вопрос еще не наступило. Мы, во всяком случае, не выходим в своем рассмотрении за рамки геоцентрической модели.
Как бы там ни было, с 'полевой' точки зрения все живые существа, в том числе люди, представляют собой сложнейшие приемно-передающие устройства, обладающие различной степенью чувствительности и настроенные на различное число диапазонов частотного спектра. На индивидуальном уровне такая включенность во всеобщие 'полевые' процессы выражается в форме различных психических и физиологических функций.
Имеется ли действительно какая-то необходимость в гипотезе о 'всеобщем поле', или эта гипотеза служит не более чем данью традиционному 'как наверху, так и внизу'? В главе, посвященной теориям биологического поля, уже указывалось, что существует ряд проблем теоретической биологии, требующих для своего разрешения введения понятия 'поля'. Кроме того, имеются некоторые необычные и достаточно распространенные факты житейского опыта, которые могут быть удовлетворительно растолкованы лишь при помощи 'полевых' категорий.
Речь идет прежде всего о случаях так называемых 'дистантных межличностных взаимодействий' с близкими людьми. Эти взаимодействия происходят на уровнях Пранамайи и Маномайи и проявляются, как правило, в экстремальных для 'индуктора' ситуациях. Наиболее распространенными ситуациями такого рода служат любовь и смерть.
Результаты экспериментов по 'передаче мысли на расстояние' и лечению 'наложением рук' также не могут быть объяснены иначе. Здесь говорится именно об этой парапсихологической тематике, поскольку я лично принимал участие в подобных опытах и не могу отнести наблюдавшиеся феномены ни за счет самовнушения, ни за счет надувательства. Разделяя свойственное многим людям скептическое отношение к рассказам о чужих 'чудесах', я нахожу возможным ссылаться лишь на те 'чудеса' с которыми сам имел дело.
Поэтому здесь будет упомянут еще один класс труднообъяснимых явлений, на этот раз связанных с уровнем Виджнянамайи, точнее с 'каузальным планом'. Имеются в виду психиатрически безупречные хронические 'стечения обстоятельств', 'совпадения', 'синхронии' и т.п. Объем работы не позволяет привести достаточное количество соответствующих примеров, — единичные же примеры не отражают специфики данного феномена. Поэтому нам придется ограничится кратким обобщением 'выносимого за скобки' фактического материала.
'Подозрительные совпадения и случайности' могут быть разделены на беспорядочные (так называемые 'знаки') и упорядоченные (так называемые 'магические воронки').
Насколько я могу судить по личным наблюдениям, 'знаки' служат прежде всего своеобразным 'индикатором тонуса' ситуации или межличностного взаимодействия. Собственно 'знаком' при этом оказывается частота беспорядочных совпадений (принцип индикации, напоминающий работу счетчиков Гейгера).
С другой стороны, единичный 'знак' нередко становится толчком к осознанию результатов надсознательного синтеза информации о каком-то предстоящем событии; в этом случае 'знак' может расцениваться как 'хороший' или 'плохой'. Однако следует особо подчеркнуть, что для почитаемых 'знаками' случайностей и совпадений характерна именно индифферентность к происходящему: их появление непосредственно не влияет на основной ход событий, 'индикаторами' которого они являются.
В отличие от 'знаков', 'магическими воронками' называются последовательно выстраивающиеся цепи случайностей и совпадений, которые оказывают непосредственное воздействие на основной ход событий. Чаще всего 'воронки' образуются в случае, когда человек делает себя 'инструментом' какой-то социально-значимой деятельности, цели которой выходят за рамки его личных интересов, требуя при этом активного проявления его личной инициативы. 'Эффект воронки' значительно усиливается, если в данный процесс вовлечено еще несколько 'людей-инструментов', преодолевших (непроизвольно или в результате йогической практики) жесткие рамки личностного самосознания.