надсознательных процессов и в огромной степени усиливает их эффективность' (86).
Однако позиция эта должна быть активной. Характерная особенность внутреннего Учителя, которая в корне отличает его от 'внешних' учителей, состоит в том, что он не только никогда не настаивает на своей точке зрения, но говорит лишь тогда, когда мы страстно его вопрошаем, — и молчит, если вопроса нет или вопрос задан праздно. Интуиция, подобно компьютеру, выдает самое компактное и совершенное решение, исходя при этом из заложенных в нее исходных данных. Но достаточны ли эти данные? Все ли учтено? Поэтому необходимым условием контакта с надсознательным Учителем служит сознательное совершенствование искусства вопрошания.
Не случайно задача двух первых ступеней Йоги состоит в создании условий для Ишварапранидханы, 'принесения всего в жертву Ишваре' (Йогасутры, 2.45). Цель Йоги может быть достигнута лишь в том случае, если вся жизнедеятельность и вся сфера сознательного целеполагания поставлены на службу этому надсознательному принципу: 'Что отдал — твоим пребудет, что не отдал — потерял'. Браман Чаттерджи пишет, что 'раскрытие принципа Буддхи в человеке превращает его в 'Посвященного' (79, 50).
Итак, здесь были рассмотрены два уровня 'покрова премудрости' — статический (низший Буддхи) и динамический (высший Буддхи). В отличие от низшего Буддхи, который можно рассматривать как обусловленную прошлым опытом совокупность неосознаваемых психических и познавательных структур, определяющих характер протекания сознаваемых психических и познавательных процессов, высший Буддхи представляет собой обусловленную прошлым опытом совокупность неосознаваемых психических и познавательных процессов, благодаря которым в сфере осознания возникают новые психические и познавательные структуры.
Виджнянамайя вбирает в себя весь обретенный опыт индивида и преобразует его в 'эликсир премудрости'; она представляет собой своеобразный 'аккумулятор', не зарядив который энергией нашего упования, мы не сможем получить искру мудрости — и не сможем, соответственно, сдвинуться с места.
Подобно тому, как низший витал составляет переходный этап от безличностной подсознательности Пранамайи к сознательной личностной сфере Маномайи, низший Буддхи отмечает переход к сфере Виджнянамайи — надсознательной и надличностной. Пранамайя более 'груба' чем Маномайя, и в то же время более скрыта и не столь очевидна. Так же обстоят дела с Виджнянамайей и следующим, 'более тонким' уровнем восприятия — АНАНДАМАЙЯ КОШЕЙ, 'покровом радости' или 'блаженства'; я предпочитаю говорить о радости. В отличие от завуалированного и незаметного 'покрова премудрости', к которому в той или иной степени причастен каждый человек, 'покров радости' дан не каждому, но, будучи достигнут, сознается со всей очевидностью.
Если Виджнянамайя обеспечивает так называемое 'различающее познание', в котором достигается полное разотождествление 'зрящего' с внутренними состояниями и составляющими их компонентами (интеллектуальными, эмоциональными и 'энергетическими'), то на уровне Анандамайи происходит, так сказать, контролируемое отождествление 'зрящего' с окружающими его всеобщими процессами. Этот уровень связан с нивелировкой или расширением самосознания, изменением обычных, 'нормальных' (отчужденных) субъект-объектных отношений.
'Теперь мой ум больше не ищет... Теперь мой ум уже больше не идет ощупью, не шарит, не задает вопросов. Это не значит, что мой ум удовлетворен настоящим положением вещей; это значит, что такой ум не создает иллюзий. Такой ум может действовать в совершенно ином измерении..., где не существует конфликта, где нет ощущения 'разделенности' (см. 35).
'Некоторые писатели называют этот душевный опыт 'космическим сознанием' что представляет собой довольно подходящий термин, так как просветление, особенно в его высших формах, заставляет соприкоснуться с жизнью в ее целом, почувствовать родство со всей жизнью, — высокой и низкой, большой и малой, доброй и злой' (58,35).
Следует особо отметить, что этот уровень восприятия обусловлен не какими-то особыми 'возвышенными' формами интеллектуальных и эмоциональных процессов (хотя и может сопровождаться ими), а изменением самого воспринимающего, точнее, типа взаимодействия между воспринимающим и объектами любых уровней восприятия — безразлично каких.