Владимир Данченко

Чакры и тантра

объектах. Тантрическое учение о 'мирах', порождаемых нашими телами и порождающих наши тела, может рассматриваться в качестве одного из вариантов такой теории.

[ Оглавление ]





12. ИЕРАРХИЯ 'МИРОВ' КАК ЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР

Н аши тела обретают в процессе эмбриогенеза свойственные им структурно-пространственные характеристики и сохраняют их в дальнейшем благодаря существованию единого биологического 'поля жизни', создаваемого всей совокупностью живых организмов, — начиная простейшими и кончая человеком.

Это поле возникает и развивается параллельно с эволюцией живых организмов, обусловленной развитием системы 'организмы-среда'. В процессе эволюции постепенно возникают различные 'диапазоны' биологического поля. Прогрессивные формы живых организмов, создаваясь по матрице старых 'диапазонов', процессом своей жизнедеятельности вносят в общее поле новые 'частотные характеристики'. Будучи достаточно четко выражены, эти частотные характеристики превращаются в новый 'диапазон' всеобщего биологического поля, надындивидуальную 'организующую матрицу', которая, фиксируя пространственную организацию индивидуальных структур, обеспечивающих данный тип обретенных функций и свойств, как бы 'узаконивает' воспроизведение биологических структур такого типа в ходе дальнейшей эволюции. Чем более организован организм, тем в более широком диапазоне частот он работает.

Биологическое поле жизни — именно живое поле. Оно несет информацию гораздо более богатую и разнообразную, чем недавно 'оживленный' человеком радиодиапазон электромагнитного поля, поскольку каждый живой организм непрерывно 'передает в эфир' данные о строении, функции, состоянии и т.д. представляющих его биологических структур.

Чакры с этой точки зрения могут рассматриваться как нечто вроде приемно-передающих устройств, точек включения индивидуального организма в соответствующие диапазоны породившего его всеобщего 'поля жизни'. Таким образом, Чакры несут информацию не только о событиях, происходящих в организме, но и о событиях, происходящих в 'эфире' данного диапазона; более того, обладая достаточным опытом, с помощью Чакр можно получать из 'эфира' целевую информацию, — например, о состоянии тех или иных органов конкретного организма.

Осознание биопольной информации, воспринимаемой нашими телами, может происходить как на уровне смутных висцеральных ощущений, так и на уровне 'визуальных транскрипций' — зрительных образов. В случае чистой визуализации, протекающей на уровне функций всех пяти органов чувств, информация такого рода полностью определяет объектный аспект нашего сознания: мы попадаем в один из 'астральных миров'.

Характерной особенностью тантрической теории служит представление об иерархии 'миров', создающих целостный психофизиологический организм человека. Эти 'миры' или 'планы' относятся к различным слоям так называемых 'покровов Майи'.* Всего упоминается пять покровов: покров пищи — АННАМАЙЯ КОША, покров жизни — ПРАНАМАЙЯ КОША, покров ума — МАНОМАЙЯ КОША, покров мудрости — ВИДЖНЯНАМАЙЯ КОША и покров блаженства — АНАНДАМАЙЯ КОША. Согласно постулату 'как наверху, так и внизу', указанные покровы представляют собой объективные 'уровни реальности' и субъективные 'уровни восприятия' этой реальности человеком (см. 66).


* Майя — иллюзия (досл. 'мастерство обмана'). В зависимости от исходных философско-теоретических постулатов в это понятие вкладывается различное содержание. Можно сказать, например, что, будучи 'свидетелем покровов', человек, тем не менее, последовательно отождествляет себя с каждым из них, превращая его в иллюзорное (воображаемое) 'я'. Для современного человека характерно отождествление себя с 'покровом ума'.


В традиционной пост-тантрической (патриархатной) интерпретации учение о пяти 'покровах' рассматривается прежде всего как космологическая теория, трактующая об 'уровнях проявления' непроявленного духа, о последовательном 'огрублении' духа в результате 'нисхождения' его в материю (см., напр., 63; 79, 42-49). Развивая, 'утоньшая' свое сознание человек оказывается способным входить в соприкосновение с все более тонкими 'уровнями проявления'. Различные оккультные течения предлагают различные варианты членения объективной реальности по уровням (см. предисл. к 58). Несмотря на расхождения в терминологии и количестве выделяемых уровней ('планов'), все оккультные теории эволюции и строения вселенной создаются по той же схеме 'от тонкого к грубому', что и приведенная выше система