в качества тела, и в которых 'качества тела разрешаются или трансформируются в психические силы' (21a), называются Чакрами.
Таким образом, органы тела на физическом плане служат как бы верхушками айсбергов, образуемых иными планами реальности, — это 'выходы' иных планов на физический. Иными словами, тантристы рассматривают тело как СОВОКУПНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЕКЦИЙ всех планов реальности.
Сознание отражает мир через тело, то есть через индивидуальную окраску соподчинения активности представленных в нем проекций различных планов (связанных с различными функциями тела). Поэтому 'если вы хотите увидеть мир во всей его истинности и понять эту Истину, вы должны сначала добиться такого состояния, когда все ваш тело будет подобно отполированному зеркалу' (цит. по 1).
Согласно тантрическим представлениям, у обычного человека структура восприятия мира определяется в основном структурой активности органов зоны солнечного сплетения. 'Когда ум пребывает в СЕРДЦЕ, душа замечает духовный свет и восклицает: что это? Когда ум подступает к ГОРЛУ... человек любит слушать и говорить о Боге. Когда ум поднимается еще выше и приближается к БРОВЯМ, перед ним встает видение Божественного Существа... Но лишь на следующей стадии ум... входит в Божественное Сознание и ощущает свое единство с Бесконечным' (54, 39). Впрочем, вне зависимости от 'точек подключения', восприятие мира человеком столь же неповторимо, как и его тело.
Итак, тело как целостность есть интегрированное физическое проявление активности различных 'планов' реальности. Причем физическое тело — это единственное место во вселенной, где все ее уровни связно представлены в своей иерархической последовательности. Отсюда и иное, 'нетрадиционное' отношение к телу у тантристов. Тело для них — это 'воистину лучшее из творений'. Лишь обретая тело и усвоив уроки всех уровней представленного здесь 'зримого', 'зрящий' обретает возможность постигнуть свою подлинную природу.
'Тело есть основа всех наук. Здесь протекают все священные реки, здесь расположены все священные обители и места паломничества, Солнце и Луна. Я никогда не видел места, более достойного поклонения и более преисполненного благодати, чем мое тело.
Да, важнее всего для человека его тело. Ты сможешь достичь мира не раньше, чем узнаешь его тайны' (цит. по 80).
Подобно безумному нищему, который повсюду таскает с собой котомку, полную драгоценностей, мы не догадываемся заглянуть в свое тело и не подозреваем о скрытых в нем сокровищах. Тайна тела заключается в том, что оно не исчерпывается собой как моделью мира, — микрокосмом, копирующим макрокосм, — но служит ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ МИРОВ, и эти представительства, будучи столь же неразрывно связаны со своими мирами, как физическое тело с физическим миром, являются такими же 'выходами' на свои планы, как физическое тело — на план физический.
Поэтому второй тайной тела есть то, что оно служит не только представительством миров, но и ПОСРЕДНИКОМ МЕЖДУ МИРАМИ, — единственной точкой как физического, так и любого другого мира, через которую можно вступить в контакт со всеми уровнями проявления и стать проводником их сил или, пройдя и победив их, вернуться 'к Себе'.
Но что это за 'миры', совокупность которых порождает на физическом плане такой удивительный феномен, как человеческое тело? Очевидно, 'колеса' нашего тела вращают те самые 'миры', с которыми мы имели дело, разбирая вопрос о природе визуализаций в Чакрах.
* * * * *
'Мы состоим, как уже говорилось, из некоторого количества центров сознания, которые располагаются от макушки головы прямо вниз до основания позвоночника. Каждый из этих центров, напоминающих станции приема волн различной длины, связан с различными планами сознания, от которых мы получаем (большей частью не сознавая того) все виды вибраций: тонкие физические, витальные, ментальные, — более высокие или более низкие, — которые определяют наш способ думать, чувствовать, жить.
Вся игра нашей фронтальной природы приходит извне — из всеобщего разума, всеобщей витальности или из высших сфер, если мы способны на них 'настраиваться'. Индивидуальное сознание, будучи чем-то вроде фильтра, отбирает некоторые вибрации, более предпочтительные чем другие, — в соответствии со своей средой, традициями и т.п. Принятые же нами вибрации преобразуются в нас в идеи, стремления, низость или благородство ' (63).