— что воспринимаемые нами 'астральные миры' порождены не только нашим собственным телом. Однако прежде, чем попытаться как-либо проинтерпретировать это заявление, нужно будет ознакомится с тантрической концепцией тела.
Итак, что такое тело?
[ Оглавление ]
10. ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА
П редставляя собой особый тип видения мира и человека в нем, тантризм не исчерпывается индуистскими и буддистскими Тантрами, в которых он обрел свое наиболее полное и систематизированное изложение, и которым он обязан самим своим именем. Элементы такого видения мира обнаруживаются в учениях китайских даосов, кельтских друидов, мексиканских индейцев и даже христианских гностиков, — например, в 'Евангелии от Фомы'. В истоках же своих это мировосприятие восходит к почитавшим творческое начало ('Мать мира') культам и земледельческим обрядам эпохи матриархата.
Его теоретической основой, 'если данное выражение здесь вообще уместно, является теория единства природы и человеческого тела, рассматривающая оба эти объекта в качестве двух аспектов одной и той же лежащей в их основе реальности' (80, 367). Человеческое тело — это микрокосм, копирующий макрокосм: постигнув тайны своего тела мы тем самым можем овладеть и тайнами природы. Основным инструментом тантрической Садханы также служит ТЕЛО — в отличие от 'патриархальной' ведической Садханы, инструментом которой служит СОЗНАНИЕ. Тантры считают, что для расширения сознания не существует орудия более совершенного, чем человеческое тело.
Огромное значение, придаваемое тантристами телу, послужило причиной пренебрежительного к ним отношения со стороны всего 'спиритуального мира'. Действительно, с точки зрения здравого смысла духовной ортодоксии очень трудно представить, каким образом тело как таковое способно расширять сознание. Ведь в духовном аспекте тело традиционно рассматривается как 'сосуд греха', 'темница духа', в лучшем случае как 'храм духа', как его 'инструмент', но всегда однозначно: это не более чем неодушевленная физическая оболочка, приводимая во движение душой или 'жизненной силой'; и единственное, чем эта нечистая по своей природе грубая плоть может способствовать росту духа — не мешать ему. Тантрическое же понимание отношения 'тело-дух' совершенно не укладывается в рамки подобных привычных представлений, более того, оно им прямо противоположно.
Впрочем, здесь следует напомнить, что тантрический строй мышления, противопоставляемый этим 'привычным представлениям', вовсе не является чем-то новым и революционным; наоборот, это отголосок миропонимания далекой эпохи матриархата, миропонимания, вытесненного патриархальными представлениями о сознании-абсолюте. Продолжая подспудно развиваться в замкнутом кругу эзотерических сект, это древнее миропонимание и составляет оппозицию представлениям, ставшим со временем 'привычными', 'традиционными', 'ортодоксальными' и т.д.
В чем же 'неортодоксальность' тантризма и почему Шанкара называл его 'смерти подобным'? Пожалуй, наиболее четко принципиальная тантрическая позиция выражена друидами, у которых символом души была омела. Подобно омеле, ДУША ПАРАЗИТИРУЕТ НА ДЕРЕВЕ ТЕЛА, ЖИВЯ ЕГО СОКАМИ (см. 45, 265).
Пытаясь теоретически проинтерпретировать результаты своих интроспективных исследований 'схемы тела', тантристы пришли к выводу, что сознанию дано лишь то, что показывает ему тело. Сознание можно изменять, изменяя точки его подключения к телу.
Эти выводы звучат для нас совершенно дико, поскольку наше отношение к телу вполне 'традиционно', то есть физиологично: тело для нас — это скелет, наполненный внутренностями, обложенный мышцами, обтянутый кожей и, в лучшем случае, окруженный какими-то полями неопределенной природы. Оккультные представления о различных 'более тонких' телах, скрывающихся за фасадом 'грубого', лишь подчеркивают физиологичность его понимания как бездуховной ОБОЛОЧКИ или СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. В противоположность такому традиционно-физиологичному отношению к телу, понимание тела Тантрами, — причем именно грубого, физического тела, — глубоко мистично.
'ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО — РЕЗЮМЕ ВСЕЛЕННОЙ... Все наши члены, все наши органы соотносятся с силами, циркулирующими в космосе, и сформировались в связи с ними... Горнее существо человека не имеет какой-либо формы, но состоит только из сил, токов, энергий, света и излучений, конденсация которых создала физические органы, какими мы их знаем' (3).