грехе. Однако почему так? Ведь без этого не было бы ни священников, ни других людей.
Прежде всего нужно отметить леность. Если человек небрежен, он может оказаться в ситуации, в которой будет вынужден голодать и мерзнуть. При этом может случиться, что страдания заставят человека искать возможности избежать голода и боли. Эти поиски доставляют человеку удовольствие, когда он здоров и обеспечен.
Привыкание к удовольствию от удовлетворения потребностей порождает желание постоянно получать это удовольствие, а значит, активно стремиться к нему. Это стремление входит в привычку, беспокойство становится нормой жизни.
Вследствие навязчивого стремления к удовольствиям человек становится небрежным, и тело снова начинает страдать. В погоне за удовольствием мы переедаем, и это порождает страдания. Страдания побуждают нас к мышлению — которое само по себе довольно уникально! Мы обдумываем причины своих страданий и решаем не причинять страдания другим, не делать того, что может послужить причиной для их страданий. Таким образом мы приходим к умеренности во всем.
Однако большинство все же продолжают поступать по-старому, потому что им хочется сделать что-то «еще разок». До тех пор пока этот «еще разок» довлеет над нами, не может быть никакого прогресса. Развитие возможно только тогда, когда мы едим для того, чтобы жить, а не наоборот.
ГУРУ (Guru) — Это великолепное, но зачастую неправильно понимаемое слово означает просто «авторитетный человек».
В общепринятом смысле Гуру означает «тот, к чьим словам следует прислушаться». Гуру — это духовный Учитель, который должен сам быть просветленной душой, тем, кто поднял в себе кундалини и знает, как ее поднять у других.
Когда ученик готов, Наставник появляется сам. Ученик не может и никогда не должен заявлять, как сейчас принято: «Покажите мне Великих Мастеров, пусть они придут ко мне, и тогда я поверю в них». Наделенные замечательными способностями восприятия адепты, которые очистили и развили себя, не способны обучить тех, кто ничтожно блеет о том, что достоин Великих Учителей. О незрелом, несовершенном человеке, который требует, чтобы Учитель принял его в качестве своего ученика, можно сказать лишь, что он препятствует собственному росту.
Здесь следует привести поучительный пример. Недавно я получил из Англии письмо от какого-то чудака, который самым велеречивым образом заявил мне: «Мистер Такой -То готов принять Лобсанга Рампу в качестве своего Учителя, если Лобсанг Рампа докажет ему, что может делать все то, о чем пишет». Что же касается Лобсанга Рампы и ему подобных, то, получив такое письмо, им ничего не остается сделать, как бросить его в
мусорную корзину и с грустью вздохнуть о том, как сильно заблуждаются те, кто пишет подобные письма.
Подлинный Гуру, который достоин этого слова, столь же редок, как и лошадь с перьями. Дело в том, что подлинный Гуру должен быть более или менее безгрешным, лишенным эгоистических побуждений и желания достичь славы. Зачастую бедняга должен жить практически без всяких средств к существованию. Разумеется, может случиться и так, что Гуру достаточно состоятелен и имеет во что одеться.
Помни, помни и еще раз помни: когда ученик готов, Наставник появляется сам. Ученик, каким бы неподготовленным он ни был (если бы он был подготовленным, он не был бы учеником!), никогда, никогда, никогда не имеет права утверждать, что он готов к тому, чтобы начать учиться. Если он так говорит, так и знай, что еще не готов.
ГУРУБХАЙ (Gurubhai) — Так называют себя ученики мужского пола, занимающиеся под руководством одного и того же Учителя. Мне следует, наверное, также привести слово, соответствующее женскому полу, потому что в наши дни леди — так называемый слабый пол — во всем, что касается духовности, зачастую оказываются сильнее. Итак, дамы, если вы занимаетесь под руководством одного и того же Наставника, вы являетесь гурубхагини.