где мужской элемент не доминировал, обществ
без насилия, неиерархических.
Другим доказательством того, что существовали древние общества, которые
были организованы совсем иначе, чем наше общество, являются иначе не
объяснимые образы Божества в лице женщины, которые мы встречаем в древнем
искусстве, мифах и даже исторических сочинениях В сущности, идея Вселенной
как прещедрой Матери дожила (хотя и в модифицированном виде) до наших дней.
В Китае женские божества Ма Цю и Хуань Инь и ныне широко почитаются как
щедрые и милостивые богини, Антрополог П. С. Сангрен отмечает, что 'Хуань
Инь - явно самое почитаемое в Китае божество'. Аналогично очень широко
распространен культ Марии, Богоматери. Хотя в католической и православной
теологии она низведена до статуса небожественного персонажа, ее божественная
природа имплицитно признается в имени Богоматерь, а также в том, что
миллионы людей ежедневно обращаются к ней с молитвой, прося у нее утешения и
защиты. Более того, история рождения Христа, его смерти и воскресения
поразительно напоминает более ранние 'мистические культы', центром которых
является материнское божество и ее сын, или как в культе Деметры и Коры - ее
дочь.
Безусловно, глубоко значим тот факт, что самые ранние представления о
божественной силе в образе человека рисовали ее женщиной, а не мужчиной.
Когда наши предки начали задавать извечные вопросы (Где мы пребывали, прежде
чем родиться? Куда мы уходим, когда умираем?), они должны были заметить, что
жизнь рождается из женщины. И для них естественным было представить
вселенную в виде Матери, из чьего лона является любая жизнь и куда,
наподобие растительных циклов, все возвращается после смерти, чтобы снова
родиться. Вполне естественно также, что общества, где имелось такое
представление о силе, что царит во вселенной, должны были иметь социальную
структуру, совершенно не похожую на структуру тех обществ, которые
поклоняются божественному Отцу, держащему в руках молнию и/или меч. Более
того, вполне логично, что женщины не занимали подчиненного положения в тех
обществах, которые рисовали силы, управляющие вселенной, в женском облике, а
также то, что такие 'женские' качества как забота, сострадание, отказ от
насилия должны были стоять очень высоко в этих обществах. Однако нет никаких
оснований делать вывод, что в обществах, где мужчины не подчиняли себе
женщин, наоборот, женщины подчиняли себе мужчин.
Тем не менее, когда в девятнадцатом веке были обнаружены первые
свидетельства о наличии таких обществ, было решено, что они должны были быть
'матриархальными'. А когда данные такой вывод не подтвердили, общим местом
стало утверждение о том, что в человеческом обществе мужчина всегда занимал,
и всегда будет занимать, главенствующее положение. Однако если мы стряхнем с
себя привычные модели восприятия реальности, нам станет ясно, что есть и еще
одна логическая альтернатива: вполне возможны общества, в которых различие
не обязательно является синонимом превосходства или неполноценности.
Результатом нового взгляда на человеческое общество под углом
соотносительной роли полов стала новая теория культурной эволюции. Эта
теория, которую я назвала теорией культурной трансформации, утверждает, что
в глубине огромного поверхностного разнообразия человеческих культур лежат
две исходные модели общественного устройства.
Первая модель, которую я называю моделью господства, обычно носит имя
либо патриархата, либо матриархата, когда одна половина человечества
ставится над второй. Вторая, в которой общественные отношения основаны на
взаимосвязи, а не иерархии, точнее всего может быть названа моделью
партнерства. В рамках этой модели различие, начиная с наиболее
фундаментального различия нашего рода - между мужскими и женскими особями,
не тождественно неполноценности или превосходству.
Теория культурной трансформации далее утверждает, что первоначальным