знания уничтожались так тщательно (включая массовое
сожжение книг), что этот процесс распространился и за пределы Европы, куда
только достигали влияние и власть христианства.
Так, в 391 году по указу Феодосия I теперь уже полностью
андрократизированные христиане сожгли знаменитую александрийскую библиотеку,
одно из последних вместилищ древней мудрости и знаний. При содействии
позднее канонизированного Кирилла (патриарха Александрии) христианские
монахи растерзали Гипатию - замечательного математика, астронома и философа
александрийской школы неоплатоников. Ибо эта женщина, признанная теперь
одним из величайших ученых, была для Кирилла лишь недостойной, которая
осмелилась преподавать мужчинам.
В официальные священные писания включены догмы павлинизма или, как
сейчас выясняется, псевдопавлинизма, трактующие женщин и все, что связано с
ними, как нечто низшее, но столь опасное, что требует постоянного надзора.
Были, однако, и немногие исключения: Климент Александрийский все еще
характеризует Бога как соединение мужского и женского начал и пишет, что имя
'человечество' - общее для мужчин и женщин. Однако в основном предложенная
Иисусом модель человеческих отношений, в которой мужчина и женщина, богатый
и бедный, иноверец и иудей суть одно и то же, была искоренена из идеологии и
практики ортодоксальной христианской Церкви.
Мужчины, стоявшие у власти новой ортодоксальной Церкви, могли во время
обрядов поднимать древнюю Чашу, ставшую теперь чашей Святого Причастия с
символической кровью Христа. Однако фактически снова господствовал Клинок.
От огня и меча Церкви в союзе с правящим классом пали не только 'язычники' -
митраисты, иудеи или посвященные в древние таинства Элевсина и Дельф, но и
все христиане, не желавшие принимать их правила. Они все еще заявляли, что
их цель - распространение учения Иисуса о любви. Однако их крестовые походы,
их охота за ведьмами, инквизиция, костры для книг и костры для людей несли
не любовь, но старые андрократические репрессии, разрушения и смерть.
Итак, по иронии истории, революция ненасилия, начатая Иисусом, за
которую Он умер на кресте, закончилась установлением порядка, опирающегося
на силу и страх. Как отмечали историки Уилл и Ариэль Дюраны, исказив и
извратив учение Христа, средневековое христианство оказалось моральным
регрессом. Перестав быть угрозой андрократической системе, христианство
стало тем, чем становились почти все религии, создававшиеся во имя
просвещения и свободы, - могущественным орудием укрепления этой системы.
Несмотря на это, борьба гилании против андрократии отнюдь не
закончилась. В определенные периоды на протяжении мрачных столетий
андрократического христианства вновь и вновь возникала потребность повернуть
наше культурное развитие в сторону гилании. Как мы увидим далее, эта борьба
была главной невидимой силой, формировавшей западную историю, и ныне она
опять обретает ведущую роль.
********************************
..............................................
********************************
Глава 13
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОРЫВ К БУДУЩЕМУ ПАРТНЕРСТВУ
..............................................
Трансформация
Движение к новому миру психологического и социального возрождения
повлечет за собой изменения, которые мы пока не можем ни предвидеть, ни
предсказать. В самом деле, после стольких несбывшихся надежд любые
позитивные прогнозы на будущее вызывают скептицизм. Однако мы знаем, что
изменения в структуре вызывают изменения в функциях, и по мере перехода от
господства к партнерству постепенно будут преобразовываться наше старое
мышление, чувства и поведение.
На протяжении тысячелетий письменной истории человеческий дух был
скован цепями андрократии. Однако нельзя было остановить стремление к
истине, красоте и справедливости. Сбросив цепи, освободив свои сердца, разум