хаоса' называют
состоянием растущей неустойчивости системы, периоды, когда могут произойти
любые невиданные и непредсказуемые изменения системы. Если взглянуть на годы
непосредственно до и после смерти Христа с точки зрения конфликта между
андрократией и гиланией, то окажется, что, как и наши дни, это был период
мощного гиланического возрождения. Здесь нет ничего удивительного, вспомним
слова лауреата Нобелевской премии ученого-термодинамика Ильи Пригожина о
том, что в периоды больших социальных распадов изначально малые 'колебания'
могут привести к трансформации всей системы.
Примем возникновение христианства за изначально малые колебания,
появившиеся сначала на окраинах Римской империи (к маленькой провинции
Иудее); тогда его влияние на культурное развитие обретает новое значение, а
поражение вызывает еще большую горечь. Более того, если взглянуть на раннее
христианство с точки зрения взаимодействия систем, мы увидим и иные
проявления возрождающейся гилании, даже в самом Риме.
Например, образование там иногда предполагало одинаковую программу
обучения для девочек и мальчиков. Как пишет теолог-историк Конетанс Парви,
'в I веке н. э. в Римской империя было много высокообразованных женщин,
некоторые были достаточно влиятельны и независимы в общественной жизни'.
Существовали официальные ограничения. У римских женщин должны были быть
мужчины-опекуны, и они не имели права голоса. Но они, особенно аристократки,
все больше участвовали в общественной жизни. Одни занимались искусствами,
другие медициной. Третьи участвовали в деловой жизни, в заседаниях,
занимались спортом, посещали театры, стадионы и путешествовали, без
сопровождения мужчин. Другими словами, как отмечают и Парви, и Пейджелс,
тогда существовало движение за эмансипацию женщин.
Вызов андрократической системе бросали не только женщины, происходили
восстания рабов и волнения в дальних провинциях империи. К примеру,
восстание под предводительством Бар-Кохбы (132-135 гг.) ознаменовало собой
конец Иудеи. Однако в ответ на эти вызовы, в ответ на призывы христиан к
непротивлению, состраданию и миру, римская андрократия становилась все более
жестокой и деспотичной.
Как предельно наглядно демонстрируют отвратительные излишества римских
императоров (включая христианина Константина), и знаменитые бои гладиаторов,
и прочие подобные забавы, попытка гиланического преобразования потерпела
здесь поражение. Не удалась она даже внутри самого христианского движения.
Маятник возвращается
'Несмотря на предшествующую общественную деятельность женщин, - пишет
Пейджелс, - большинство христианских общин к 200 году признало письмо
Лже-Павла, принадлежащее Тимофею, в котором подчеркивается (и
преувеличивается) антифеминистская тенденция во взглядах Павла: 'Пусть
женщина учится молча с должным смирением. Я запрещаю женщине обучать или
осуществлять власть над мужчинам: она должна молчать'. К концу II века н. э.
участие женщин в религиозных обрядах было однозначно отвергнуто, группы, в
которых женщины оставались главами, были признаны еретическими'.
Далее Пейджелс сообщает: 'Исследователи ранней истории христианства
(области 'патристики', изучающей труды 'отцов церкви') должны быть готовы к
пассажам, подобным тому, что заключает Евангелие от Фомы: 'Симон Петр сказал
им [ученикам]:
'Пусть Мария покинет нас, ибо женщины недостойны Жизни'. Иисус сказал:
'Я сам буду вести ее, чтобы сделать ее мужчиной, чтобы она тоже смогла стать
духом живущим, подобно вам, мужчинам. Ибо каждая женщина, сделавшая себя
мужчиной, войдет в Царство Небесное'.
Такое откровенное исключение половины человечества из числа достойных
жизни - да еще именно той половины, в чьем чреве жизнь зарождается - имеет
смысл лишь в контексте андрократического регресса. Подтверждается то, что в
глубине души подозревали многие из нас: с христианским евангелием любви