читая гностические Евангелия и другие священные тексты, не
включенные в корпус Нового Завета, - исповедовали ранние последователи
Христа.
Следуя более ранним и все еще не забытым традициям, в которых Богиня
была Матерью и Вседающей, последователи Валентина и Марка молились Матери
как 'мистическому, вечному Молчанию', как 'Благодатной, Той, что прежде
всего сущего' и как 'непогрешимой Мудрости'. В другом тексте, Триморфной
Протенойе (в переводе - Тройственная Первичная Мысль) прославляются мысль,
разум и предвидение как женские качества - снова в русле древней традиции,
где это были свойства Богини. Текст начинается словами Божества: 'Я -
Протенойя, Мысль, обитающая в Свете... Та, что существует прежде Всего... Я
- в каждом создании. Я - Невидимое внутри Всего... Я - ощущение и Знание,
говорящее посредством Мысли. Я - истинный Голос'.
В другом тексте, приписываемом гностическому учителю Симону Магусу, сам
рай - место начала жизни - представлен как чрево Матери. А в учениях,
приписываемых Марку или Теодоту (ок. 160 г. н. э.) мы читаем: 'мужские и
женские элементы вместе составляют прекраснейшее порождение Матери -
Мудрость'.
Какую бы форму не принимали эти 'ереси', очевидно одно: они происходят
от древних религиозных традиций, когда почиталась Богиня, а жрицы были ее
земными представительницами. Соответственно, почти повсеместно божественная
мудрость воплощалась в женском образе - о чем свидетельствуют такие
'женские' слова, как древнееврейское 'хокма' и греческое 'софия', что значит
'мудрость', или 'божественное значение', а также некоторые древние
мистические традиции, как восточные, так и западные.
'Ересью' была и нетрадиционная трактовка святого семейства. 'Одна из
групп гностических источников утверждает, что получила тайную традицию от
Иисуса через Иакова и Марию Магдалину, - говорит Пейджелс. - Члены этой
группы молились обоим божественным родителям, Отцу и Матери'.
Нечто подобное проповедовал учитель и поэт Валентин: хотя Божество
принципиально неописуемо, его можно вообразить как диаду, имеющую две
ипостаси - женскую и мужскую. Другие настаивали на андрогинической природе
божественного или же определяли Святой дух как женское начало, так что
используя христианскую традицию, можно сказать: от союза Отца с Духом,
святым, или Божественной Матерью родился их Сын Иисус Христос.
Гиланические ереси
Идеи этих ранних христиан не только угрожали растущей власти отцов
церкви, но и бросали вызов господству мужчины в семье, подрывая основной
патриархальный принцип: женщины- существо низшее.
Библеисты отмечают, что раннее христианство воспринимали как угрозу и
еврейские, и римские власти. И не только потому, что христиане не проявляли
преданности императору и лояльности к государству. Профессор С. Скотт
Бартчи, бывший директор Института происхождения христианства в Тюбингене
(Германия) отмечает, что гораздо более опасным казалось то, что Иисус
Христос и его последователи ставили под вопрос существующие семейные
традиции. Они считали женщин полноправными личностями. Ранние христиане,
заключает Бартчи, высказывали 'неуважение' к устоям римской и еврейской
семьи, отводившим женщине подчиненное положение.
Если рассматривать семью, как микромодель большого мира, то
'неуважение' к господству мужчины в семье, когда слово отца - закон, можно
понять, как угрозу системе неравноправия, основанной на силе. Вот почему те,
кто мечтают о 'старых добрых временах', когда женщины и 'худшие мужчины'
знали свое место, прежде всего стремятся вернуть 'традиционную' семью. Это
также позволяет увидеть в новой свете ту борьбу, что раздирала мир две
тысячи лет назад, когда Иисус проповедовал сострадание, ненасилие и любовь.
Можно провести немало интересных параллелей между нашим временем и теми
бурными годами, когда начала распадаться могущественная Римская империя. И