понадобилось его
запрещать? Гностические Евангелия проповедовали ту же идею, за которую
еврейское священничество так ненавидело Христа, - доступ к Богу лежит не
через религиозную иерархию во главе со старшим раввином, архиепископом,
папой, но через познание или божественное знание.
А еще мы находим в этих текстах подтверждение мысли, возникшей уже при
чтении канонических писаний и ранее обнаруженных гностических фрагментов.
Мария Магдалина и в самом деле была одной из важнейших фигур христианского
движения.
В Евангелии от Марии мы снова читаем, что именно она первой увидела
воскресшего Христа (о чем вскользь замечено у Марка и Иоанна). Здесь мы
также читаем, что Христос любил Марию Магдалину больше, чем других учеников
- это подтверждается в гностическом Евангелии от Филиппа.
Однако лишь по этим запрещенным писаниям можно судить, сколь велика
была роль Марии в истории раннего христианства. В Евангелии от Марии читаем,
что после смерти Иисуса Мария Магдалина была единственным христианским
лидером, осмелившимся бросить вызов Петру как главе новой религиозной
иерархии, претендующему на то, что только он и его соратники имеют прямую
связь с богом.
'Рассмотрим политический подтекст Евангелия от Марии, - комментирует
Пейджелс. - Как Мария противостоит Петру, так и гностики, которые следуют ее
примеру, противостоят власти того духовенства, которое объявляло себя
преемниками Петра'.
Существовали и другие, не менее существенные разногласия между
нарождающейся, все более иерархичной церковью, возглавляемой Петром и
другими христианскими общинами, такими, как большинство гностических, и
такими сектами, как монтанисты и маркиокиты. Эти секты, в отличие от тех,
кого теперь называют отцами церкви, не только почитали женщин как апостолов,
пророков или основателей веры; демонстрируя свою приверженность учению
Христа о духовном равенстве, они включали женщин в руководство сект.
Более того, некоторые гностические секты, подчеркивая гиланический
принцип равенства, выбирали главу жеребьевкой на каждом собрании. Об этом мы
знаем, к примеру, от епископа Лионского Иринея (ок. 180 г.), известного
врага гностицизма.
'В то время как ортодоксальные христиане ставили духовенство выше
мирян, - пишет Пейджелс, -- последователи гностицизма не делали таких
различий между собой. Вместо того чтобы делить своих членов на высших и
низших, они следовали принципу абсолютного равенства. Все посвященные, и
мужчины, и женщины, принимали равное участие в выборах: любой мог быть
выбран священником, епископом или пророком. Более того, поскольку выборы
происходили на каждом собрании, даже отличия, выпавшие по жребию, не могли
превратиться в постоянные 'высокие посты'.
Для христиан-андрократов, стремившихся повсюду властвовать, господствуя
и подчиняя, такая практика была возмутительным нарушением основ. Например,
ортодокс Тертуллиан возмущался тем, что 'они допускают всех, они вместе
слушают, вместе молятся - даже с язычниками, если тем случится быть у них'.
Не меньшее негодование вызывал у него обычай 'встречать всех приходящих
поцелуем мира'.
Но более всего Тертуллиана приводило в ярость - и неудивительно,
поскольку грозило подорвать сами основы иерархической инфраструктуры,
которую он и его единомышленники старались навязать Церкви, - равноправное
положение женщин. 'Особенно гневает Тертуллиана то, что 'женщины из
еретиков' наравне с мужчинами могут наделяться властью, - замечает Пейджелс.
- 'Они обучают, они участвуют в дискуссии, они лечат' - он подозревает, что
они могли даже совершать обряды крещения, то есть выполнять функции
епископа!'.
Для таких людей, как Тертуллиан, только одна 'ересь' была страшнее
учения о духовном равенстве мужчины и женщины. Ибо она представляла
серьезнейшую угрозу растущей власти мужчин, которые утверждались теперь как
новые 'князья церкви', - идея Божества-женщины. А именно, это - как мы