рабыни, наложницы, и их потомство были собственностью
мужчины. Широко известное предание об Аврааме, готовом принести своего сына
Исаака, рожденного Саррой, в жертву Иегове, наглядно показывает, что даже
дети законных жен находились в абсолютной власти мужчин. Столь же
красноречива библейская история о том, как Иаков приобрел своих жен,
отработав за них четырнадцать лет их отцу. Такой была участь всех женщин.
Секс и экономика
Возможно, нигде этот антигуманный взгляд: на женщину не проявляется так
ярко, как в тех многочисленных библейских предписаниях и запретах, которые,
как нас всех учили, были призваны блюсти женскую, добродетель. Например, во
Второзаконии (22 :28-29) читаем: 'Если кто-нибудь встретится с девицею... и
схватит ее и ляжет с нею, и застигнут их, то лежавший с нею должен дать отцу
отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что
он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею'. Нам
внушали, что такой закон представляет огромное достижение, шаг вперед на
пути к морали и гуманности - от цивилизации аморальных и грешных язычников.
Но если взглянуть на этот закон объективно, учитывая социально-экономический
контекст, в котором он принимался, то оказывается, что в его основе отнюдь
не моральные или гуманные соображения; он создавался, чтобы защитить
собственность мужчин на 'их' жен и дочерей.
Этот закон нам говорит: поскольку незамужняя девица, потерявшая
невинность, перестает быть экономически ценным имуществом, ее отец должен
получить компенсацию. Что же касается юридического требования, чтобы
мужчина, виновный в этой экономической проблеме, женился на девушке, то в
обществе, где мужья имели практически неограниченную власть над своими
женами, такого рода вынужденный брак едва ли был связан с какой-либо заботой
о благополучии самой девушки. Это наказание также исходит из 'мужской'
экономии: коль скоро такая девушка больше не имеет какой-либо рыночной
ценности, было бы 'несправедливо' обременять заботой о ней ее отца. Она
должна быть приобретена человеком, виновным в том, что девушка стала
бросовым товаром.
Настоящая' цель всей этой системы 'моральных' традиций и законов,
касающихся сексуальных отношений, еще более жестоко демонстрируется во
Второзаконии (22:13-21). Здесь говорится о случае с мужчиной, который взял
жену, но возненавидел ее. Какие у него дальнейшие юридические возможности?
Он может избавиться от нее, сказав, что невеста не была девственницей. Но
если родители жены могут предъявить 'признаки девства отроковицы' и
'расстелют одежду перед старейшинами города', муж должен уплатить отцу
невесты пени - сотню серебряных сиклей. Девица же останется его женой, и он
не может развестись с ней до конца жизни. Но если невинность невесты
недостаточно установлена, сказанное будет истиной, муж может действительно
избавиться от нее. Ибо закон требовал: 'Отроковицу пусть приведут к дверям
дома отца ее, и жители города ее побьют камнями до смерти' (Втор. 22:21).
Вот как выглядят 'веские' основания для такого убийства: 'Ибо она сделала
срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего...'
В переводе на современный язык, ее надо убить в наказание за тот позор,
который она принесла не только своему отцу, но и своей обширной семье,
двенадцати коленам Израиля. В чем же заключался этот позор? Какое
оскорбление в действительности означала потеря невинности для ее отца и ее
народа?
Ответ однозначен: женщина, ведущая себя как сексуально и экономически
свободная личность, является угрозой самой сути общества. Такое поведение
нельзя было поощрять, иначе развалилась бы вся социально-экономическая
система. Отсюда и 'необходимость' сильнейшего общественного и религиозного
осуждения и суровейшего наказания.
На практическом уровне законы, охраняющие девственность, были созданы
для защиты, по сути, экономических сделок между мужчинами. Требуя