Риан Айслер

Чаша и клинок

не вооруженные научными знаниями

предки пытались объяснить Вселенную и воздействовать на нее с помощью

средств, которые кажутся нам сегодня наивными суевериями. И, хотя существуют

многочисленные свидетельства человеческих жертвоприношений в позднейшие

времена, почти нет указаний на то, что эти ритуалы могли возникнуть уже

тогда.

Полезно взглянуть на позитивные и негативные стороны доисторической

цивилизации сквозь призму мышления того периода, насколько мы можем о нем

судить. Искусство неолита иногда называют иррациональным, потому что оно

изобилует всякого рода образами, которые мы обычно связываем со сказками,

фильмами ужасов и даже научной фантастикой. Но если мы определим

рациональное как использующее разум для преодоления жестоких и

разрушительных сил природы, а иррациональное - как разрушительное мышление и

поведение, то будет точнее сказать, что искусство неолита отражало не

столько иррациональное, сколько дорациональное мировоззрение. В отличие от

более приземленного, практического мышления, которое так ценится в наш

нерелигиозный век, образ мыслей человека неолита был продуктом интуитивного,

мистического сознания.

Это отнюдь не означает, что, как считал психолог Джулиан Джейнс, у

древнейших людей было больше развито правое полушарие мозга. Джейнс

утверждал, что настоящее человеческое сознание - которое он связывал с

использованием исключительно более 'логического' левого полушария -

развилось в результате потрясений, испытанных во время кровавых набегов и

стихийных бедствий. А до того мы, по его мнению, были эдакими

правополушарными, одержимыми богом автоматами. Но достаточно лишь взглянуть

на святилища Стоунхенджа и Эвбери, чтобы убедиться: уже в период неолита

прекрасно было развито логическое, последовательное, линейное мышление,

управляемое левым полушарием. В самом деле, для того чтобы обтесать огромные

камни, перевезти их и уложить, ориентируясь по Солнцу и Луне, нужны были

немалые математические, астрономические и инженерные знания. И уж, конечно,

жители Крита - которые строили виадуки, мостили дороги, проектировали

сложнейшие архитектурные сооружения, имели водопровод в домах, вели

оживленную торговлю и неплохо знали навигацию - использовали оба полушария.

А материальные достижения Крита поразительны даже по современным стандартам,

превосходя уровень некоторых развивающихся стран.

Еще интереснее, что в отличие от нашего мира, в доисторические времена

достижения технического развития использовали для того, чтобы сделать жизнь

приятнее, а не ради стремления править и разрушать. Это возвращает нас к

основному различию между культурной эволюцией общества господства и общества

партнерства. И наводит на мысль, что в этом отношении древнейшие, технически

и социально менее развитые цивилизации партнерства были более передовыми,

чем технически более развитый современный мир, в котором миллионы детей

обречены на голодную смерть, тогда как миллиарды долларов утекают ежегодно

на производство все более изощренных орудий убийства.

С этой точки зрения современные поиски утерянной древней духовности

приобретают новый, дополнительный смысл. В сущности, мистическая мудрость,

которой взыскуют сегодня столь многие, есть духовность, присущая скорее

цивилизации партнерства.

И мифы, и археологические свидетельства указывают на то, что, возможно,

самым замечательным качеством мышления этих времен было ощущение единства со

всей природой, которое составляет сердцевину неолитического и

палеолитического культов Богини. Современные экологи все чаще признают, что

древнейшее мировосприятие, в наше время часто ассоциируемое с неким

восточным духовным началом, было значительно прогрессивнее, чем современная

природоразрушительная идеология.

Взгляды древних, по сути, предвосхитили новейшие научные теории,

согласно которым все живое на земле, включая атмосферу, океаны и сушу,

образует единую, взаимосвязанную жизненную систему.