общества претерпевала кардинальные
изменения.
И, характерно, что в условиях, когда война становится нормой, отмечает
Чайлд, именно 'превосходством в обществе мужчин можно объяснить исчезновение
женских статуэток'. Он указывает, что эти статуэтки, встречавшиеся
повсеместно в нижних слоях, теперь 'не обнаружены' и заключает: 'Изменилась
старая идеология. Это может знаменовать переход от матрилинейного к
патрилинейному обществу'.
Гимбутас идет еще дальше, тщательно сопоставляя сведения, почерпнутые
из своих исследований и работ других археологов, она описывает, как каждая
следующая волна набегов несла не только материальные разрушения, но и то,
что историки называют культурным оскудением. Уже после первой волны
разрушения были столь велики, что уцелели только отдельные островки -
например, поселение Котофени в долине реки Дунай в Олтении, западная и
северо-западная Мунтения, юг Баната и Трансильвании (исторические названия
областей юго-восточной Европы). Но далее там есть следы существенных
перемен, а именно: появление защитных сооружений, таких как рвы и валы.
Для большинства древнеевропейских поселений, таких, как Караново в
бассейне Нижнего Дуная, курганские вторжения были, по словам Гимбутас,
катастрофой. Разрушаются дома, храмы, гибнут уникальные изделия и
произведения искусства, которые не имеют никакой ценности в глазах
захватчиков-варваров. Массы людей вырезаны, порабощены или оставлены без
крова. В результате началась цепная реакция миграции населения.
Начинают появляться 'гибридные культуры' (по Гимбутас). Эти культуры
основаны на 'подчинении оставшихся древнеевропейских коллективов и
вовлечении их в курганское скотоводческое хозяйство и патрилинейное
иерархическое общество'. Но эти новые гибридные культуры были намного ниже
по своему техническому и культурному развитию, чем вытесненные ими.
Хозяйство теперь было основано прежде всего на скотоводстве. И хотя
некоторые из древнеевропейских техник сохранились, керамика стала
удивительно однообразной и примитивной.
Например, в поселении Чернавода, которое возникает в Румынии после
второй волны, нет и следов расписной керамики или древнеевропейских
символических рисунков. То же в Восточной Венгрии и Западной Трансильвании.
'Уменьшившийся размер общины - не более 30-40 человек - указывает на
изменившуюся структуру общества, его ячейка теперь - маленькая
скотоводческая группа', - пишет Гимбутас. И повсюду появляются укрепления;
акрополь или форт приходят на смену открытым поселениям.
Итак, археологический ландшафт Древней Европы несет следы и знаки не
только физического разрушения, но и культурного регресса, но и глубоких
изменений в развитии истории культуры.
Постепенно, по мере того как древние европейцы - обычно безуспешно -
пытаются защититься от захватчиков, начинают складываться новые нормы
общественного устройства и идеологии. Происходит сдвиг общественных
ценностей, который, как стрела, пущенная сквозь время, пронзает наш век
своим ядерным острием: сдвиг в сторону более эффективных техник разрушения.
Это сопровождается фундаментальными идеологическими сдвигами. Власть как
возможность повелевать и уничтожать с помощью острого Клинка вытесняет
власть как возможность поддерживать и питать жизнь. Ибо захватнические
набеги не просто прервали развитие ранних цивилизаций партнерства; те
общества, которые не были сметены с лица земли, теперь коренным образом
изменились.
Мужчины - наиболее сильные физически, наиболее бесчувственные, наиболее
грубые - поднимаются в верхние слои общества, по мере того, как социальная
структура становится более иерархической и авторитарной. Женщины, которые в
массе своей меньше и слабее мужчин и более тесно связаны со старыми
взглядами на власть, олицетворяемую живительной Чашей, постепенно низводятся