же варварская практика захоронений, отражающая тот же тип
общественного строя и культуры. Как пишет Гимбутас, 'возможность совпадения
исключается тем, как часто встречаются такие групповые могилы. Обычно
мужской скелет покоится со своими дарами на одном конце гробницы, а двое или
более человек, группой - на другом конце... Гробницы Шаровидной Амфоры
подтверждают господствующее положение мужчин. О полигинии свидетельствует
гробница в Войцехивке на волынщине, где мужской скелет расположен в
геральдическом порядке между двумя женщинами и четырьмя детьми, у ног его
лежат юноша и девушка'.
Эти богатые захоронения демонстрируют, какие вещи считались важными у
мужчин правящего класса не только в жизни, но и после смерти. 'О сознании
воина, доселе неизвестном в Древней Европе, - пишет Гимбутас, -
свидетельствуют предметы, из влеченные из курганных могил: луки и стрелы,
копья, ножи, боевые топорики и конские кости. Здесь же такие символические
предметы, как челюсти и клыки свиньи или борова, скелеты собаки, лопатки
зубра или рогатого скота, что дает право говорить не толь ко о радикальных
общественных переменах, но и о сдвиге в идеологии.
Эти захоронения показывают, какую социальную значимость придавали
теперь технике разрушения V господства. Они также содержат свидетельства
того как вытеснялась, замещалась старая идеология: мужчины присваивали себе
важные религиозные символы которые у порабощенных ими народов, поклонявшихся
Богине, связывались с женщинами.
'Традиции помещений челюстей свиньи, останков собаки и лопаток зубра
или рогатого скота только в мужские могилы, - замечает Гимбутас, -
прослеживается в могилах первой-второй курганских волн (Средний Стог) в
понтийских степях. Хозяйственное значение этих животных как источников пищи
отходит на задний план перед религиозным смыслом их костей, которые находили
только в могилах высокопоставленных мужчин. Символические связи,
установившиеся теперь между мужчинами и этими животными, противоположны тому
религиозному содержанию, которое вкладывалось в них в Древней Европе, где
свинья была священным спутником Богини Возрождения'.
Катастрофа
Археологический ландшафт Древней Европы оказался теперь измененным до
неузнаваемости. 'Тысячелетние традиции пресеклись, города и деревни
распались, великолепная гончарная роспись исчезла, как исчезли и храмы,
фрески, скульптуры, символы и письмо'. В то же время на сцену выходит новая
живая военная машина - вооруженный всадник, который в свое время производил
на современников такое же впечатление, как на нас, допустим, танк или
самолет. И по всему пути разрушительного нашествия находим мы характерные
погребения вождей-военачальников с принесенными в жертву женщинами, детьми и
животными, с запасом оружия, окружающего мертвых вождей.
Писавший до раскопок 1960-1970-х годов и до того как Гимбутас
систематизировала уже известные и новые данные, используя новейшие методы
датировки, исследователь истории Древней Европы В. Гордон Чайлд рисует такую
же картину. Чайлд называет культуру древнеевропейцев 'миролюбивой' и
'демократической', в ней не было и намека на то, что 'в руках вождя
сосредотачивались владения сообщества'. Но затем, пишет он, когда стали
происходить войны и особенно когда появилось металлическое оружие, все
изменилось.
Как и Гимбутас, Чайлд отмечает, что одновременно с тем как в раскопках
появляется оружие, появляются и гробницы, и дома вождей, что определенно
свидетельствует о социальном расслоении, о том, что господство сильного
становится нормой. 'Поселения часто закладывались на вершинах холмов', -
пишет Чайдд. И на возвышениях, и в долинах они 'часто укреплялись'. Более
того, и он подчеркивает, что по мере того как 'соперничество из-за земли
принимало агрессивный характер, и оружие, такое, к примеру, как топорик, все
более приспосабливалось для военных целей', не только общественная, но и