каких бы
то ни было указаний на то, что города-государства вели войны друг против
друга или выступали в захватнические походы (в отличие от других огороженных
крепостной стеной, агрессивных городов) мы находим подтверждение того, что
наши надежды на возможность мирного сосуществования не просто, как часто
говорят, 'утопические мечты'. А в его мифологической образности - Богиня -
Мать Вселенной и люди, животные, растения, вода, небо как ее воплощение - мы
находим признание нашего единства с природой, что сегодня есть для нас
важнейшее условие экологического выживания.
Но, возможно, важнее всего то, что критское искусство, особенно в
ранне-минойский период, отражало общество, в котором власть не приравнена к
господству, разрушению и притеснению. Говоря словами Джакетты Хоукс, одной
из немногих женщин, писавших о Крите, здесь отсутствовала 'идея
монарха-воина, упивающегося унижением и кровью своих врагов', 'На Крите, где
в руках благословенных правителей, живущих в роскошных дворцах, были
богатство и власть, не было ни следа проявлений мужской гордыни и бездумной
жестокости'.
Равно удивительно - и показательно - отсутствие в искусстве минойского
Крита грандиозных сцен битвы или охоты. 'Отсутствие этих проявлений
всемогущего мужчины-правителя, которые были столь распространены в то время
и на той стадии культурного развития, что стали почти универсальным, -
комментирует Хоукс, - является одним из оснований для предположения, что
минойские троны занимали царицы'. К этому выводу приходит и антрополог Руби
Рорлих-Ливитт. Описывая Крит с феминистской точки зрения, она указывает, что
именно современные археологи назвали вышеописанного юношу 'молодым принцем'
или 'царем-жрецом', тогда как на самом деле еще не было найдено ни одного
изображения царя или главного божества-мужчины. Она также замечает, что
отсутствие в критском искусстве идеализации мужского насилия и разрушающей
силы идет рука об руку с тем обстоятельством, что в этом обществе 'мир
держался 1500 лет и внутри, и за пределами страны - в эпоху непрерывных
военных столкновений'.
Плейтон, который также считает минойцев 'исключительно миролюбивым
народом', пишет все же о царях, занимавших минойские престолы. Однако и он
поражен тем, как 'каждый царь правил своими владениями в согласии и 'мирном
сосуществовании' с остальными'. Плейтон отмечает тесные связи между властью
и религией, что всегда характерно для древнейшей политической жизни. Но
подчеркивает, что в отличие от других городов-государств того времена,
'царская власть была, вероятно, ограничена советом высших лиц, в котором
были представлены другие общественные классы'.
Эти все еще часто игнорируемые факты о допатриархальной цивилизации
древнего Крита дают ключ к истокам того, что так дорого нам в Западной
цивилизации. Поразительно! Наше представление о том, что правительство
должно выражать интересы всего народа, было воплощено в жизнь на минойском
Крите до так называемого зарождения демократии в классические времена
Греции. Более того, принятая сейчас концепция власти как ответственности, а
не господства тоже, оказывается, не наше изобретение.
Ибо свидетельства указывают на то, что власть на Крите была ближе к
ответственности материнства, а не к подчинению господствующей мужской элите
- силой или страхом силы. Это - форма власти, характерная для модели
общества партнерства, в котором сама женщина и то, что с ней связано, не
обесценивались систематически. И это - форма власти, которая все еще
преобладала на Крите в то время, как продолжалось его социальное и
техническое развитие, влиявшее и на развитие культурное.
Особенно интересно, что в Бронзовом веке на Крите все еще почитают
Богиню, дающую жизнь всей природе, как высшее воплощение тайн мира, а
женщины продолжают сохранять важное положение в обществе. Здесь, как пишет
Рордих-Ливитт, 'на предметах искусства и ремесел чаще всего изображены