Риан Айслер

Чаша и клинок

вторые - только рядом с мужчинами. Меллаарт

заключил, что это были 'атрибуты жриц и жрецов, чем можно было бы объяснить

немногочисленность этих предметов и то, что они встречаются только в

святилищах'.

На то, что пожилые мужчины - наравне с пожилыми женщинами -

пользовались в обществе почетом и уважением, указывают скульптуры,

изображающие почтенных старцев - иногда в позах, напоминающих знаменитого

роденовского 'Мыслителя'. О том же свидетельствуют использование символов

быка, бычьей головы или рогов в святилищах Анатолии, Малой Азии, Древней

Европы, позднее в минойско-микенской культуре- символов мужского начала, так

же, как кабаны и фаллосы, которые появляются в период позднего неолита,

особенно в Европе. Более того, некоторые ранние фигурки Богини не только

соединяют в себе черты человека и животного, но часто имеют элементы

внешности, например, преувеличенно длинные шеи, которые могут быть

истолкованы как признаки андрогинии. И, конечно, молодой бог, сын-супруг

Богини, без которого немыслимо главное чудо допатриархальной религии,

таинство возрождения.

Таким образом, ясно, что тогда как женское начало, основной символ чуда

жизни, господствовало в искусстве и идеологии неолита, мужское начало также

играло важную роль. Слияние этих двух начал нашло Отражение в ритуалах

Священного Брака, которые отправлялись еще и в патриархальные времена. Так,

в хеттской Анатолии этому было посвящено свитилище Язылыкая. Еще позже, в

Греции и Риме, эта церемония была известна под названием hieros gamos.

В этой связи интересно отметить, что образная система неолита

отображала совместную роль женщины и мужчины по продолжению рода. Например,

маленькая каменная табличка из Чатал-Хююка показывает женщину и мужчину в

нежном объятии, а рядом с ней -рельеф матери с ребенком, плодом их союза.

Все эти образы отражают совершенно иной взгляд на отношения мужчин и женщин

в обществе неолита, взгляд, в котором главным было соединение, а не

разделение на ранги. Как замечает Гимбутас, здесь 'Мифологический мир не был

разделен на женскую и мужскую половины, подобно индоевропейскому и многим

другим кочевым и пастбищным степным народам. Оба начала уживались рядом.

Мужское божество в виде молодого мужчины или самца животного утверждает и

усиливает женские силы созидания и активности. Ни одно не подчиняется

другому: взаимно дополняясь, их сила удваивается'.

В очередной раз выясняется, что в основе дискуссий о том, был ли

матриархат, лежат не археологические свидетельства, а узость мышления. В

нашей культуре, построенной на основе иерархии подчинения, подавления

индивидуального мышления коллективным, всегда подчеркивались жесткие

различия и поляризация. Характерное для нас мышление 'или-или', 'если не так

- значит обязательно этак', может привести - и приводит - к упрощенному

пониманию реальности. А это, как считают психологи, признак более низкого

или менее психологически развитого интеллектуального и эмоционального

потенциала.

Меллаарт явно пытался преодолеть такой подход, когда писал: 'Если в

Чатал-Хююке Богине были подвластны все стороны жизни и смерти людей, то в

какой-то мере то же можно сказать и о ее сыне. Но даже если его роль строго

подчинена ей, все равно роль мужчины в жизни была полностью реализована'.

Посмотрите, однако, как противоречие между 'полностью реализованной' и

'строго подчиненной' ролью снова вовлекает нас в ловушку наших

культурно-языковых предубеждений, присущих парадигме господства:

человеческие отношения должны быть подогнаны под некую схему 'высший -

низший'.

С точки зрения строгого анализа или логики, главенство Богини - а

вместе с ним первостепенная значимость ценностей, связанных с питающей и

воспроизводящей силой, заключенной в женском тел - еще не доказывает, что

женщины господствовали над мужчинами. Это становится еще более очевидным,

если мы посмотрим на те отношения, которые