вторые - только рядом с мужчинами. Меллаарт
заключил, что это были 'атрибуты жриц и жрецов, чем можно было бы объяснить
немногочисленность этих предметов и то, что они встречаются только в
святилищах'.
На то, что пожилые мужчины - наравне с пожилыми женщинами -
пользовались в обществе почетом и уважением, указывают скульптуры,
изображающие почтенных старцев - иногда в позах, напоминающих знаменитого
роденовского 'Мыслителя'. О том же свидетельствуют использование символов
быка, бычьей головы или рогов в святилищах Анатолии, Малой Азии, Древней
Европы, позднее в минойско-микенской культуре- символов мужского начала, так
же, как кабаны и фаллосы, которые появляются в период позднего неолита,
особенно в Европе. Более того, некоторые ранние фигурки Богини не только
соединяют в себе черты человека и животного, но часто имеют элементы
внешности, например, преувеличенно длинные шеи, которые могут быть
истолкованы как признаки андрогинии. И, конечно, молодой бог, сын-супруг
Богини, без которого немыслимо главное чудо допатриархальной религии,
таинство возрождения.
Таким образом, ясно, что тогда как женское начало, основной символ чуда
жизни, господствовало в искусстве и идеологии неолита, мужское начало также
играло важную роль. Слияние этих двух начал нашло Отражение в ритуалах
Священного Брака, которые отправлялись еще и в патриархальные времена. Так,
в хеттской Анатолии этому было посвящено свитилище Язылыкая. Еще позже, в
Греции и Риме, эта церемония была известна под названием hieros gamos.
В этой связи интересно отметить, что образная система неолита
отображала совместную роль женщины и мужчины по продолжению рода. Например,
маленькая каменная табличка из Чатал-Хююка показывает женщину и мужчину в
нежном объятии, а рядом с ней -рельеф матери с ребенком, плодом их союза.
Все эти образы отражают совершенно иной взгляд на отношения мужчин и женщин
в обществе неолита, взгляд, в котором главным было соединение, а не
разделение на ранги. Как замечает Гимбутас, здесь 'Мифологический мир не был
разделен на женскую и мужскую половины, подобно индоевропейскому и многим
другим кочевым и пастбищным степным народам. Оба начала уживались рядом.
Мужское божество в виде молодого мужчины или самца животного утверждает и
усиливает женские силы созидания и активности. Ни одно не подчиняется
другому: взаимно дополняясь, их сила удваивается'.
В очередной раз выясняется, что в основе дискуссий о том, был ли
матриархат, лежат не археологические свидетельства, а узость мышления. В
нашей культуре, построенной на основе иерархии подчинения, подавления
индивидуального мышления коллективным, всегда подчеркивались жесткие
различия и поляризация. Характерное для нас мышление 'или-или', 'если не так
- значит обязательно этак', может привести - и приводит - к упрощенному
пониманию реальности. А это, как считают психологи, признак более низкого
или менее психологически развитого интеллектуального и эмоционального
потенциала.
Меллаарт явно пытался преодолеть такой подход, когда писал: 'Если в
Чатал-Хююке Богине были подвластны все стороны жизни и смерти людей, то в
какой-то мере то же можно сказать и о ее сыне. Но даже если его роль строго
подчинена ей, все равно роль мужчины в жизни была полностью реализована'.
Посмотрите, однако, как противоречие между 'полностью реализованной' и
'строго подчиненной' ролью снова вовлекает нас в ловушку наших
культурно-языковых предубеждений, присущих парадигме господства:
человеческие отношения должны быть подогнаны под некую схему 'высший -
низший'.
С точки зрения строгого анализа или логики, главенство Богини - а
вместе с ним первостепенная значимость ценностей, связанных с питающей и
воспроизводящей силой, заключенной в женском тел - еще не доказывает, что
женщины господствовали над мужчинами. Это становится еще более очевидным,