они
мыслили, потому что искусство неолита было некой разновидностью языка,
своего рода стенографической записью, образно выражающей то, как люди
воспринимали, а затем воплощали действительность. И если мы прислушаемся без
предвзятости и предубеждений, то услышим захватывающее и - по сравнению с
традиционным - гораздо более обнадеживающее повествование о наших культурных
истоках.
Искусство неолита
Самое интересное в неолитическом искусстве - это то, чего в нем нет.
Ибо то, что люди не изображают в своем искусстве, может рассказать о них так
же много, как и то, что изображено.
В отличие от позднего искусства, в неолитическом характерно отсутствует
воспевание мощи оружия, жестокости и грубой силы. Здесь нет ни 'благородных
воителей', ни батальных сцен. Нет здесь и 'доблестных завоевателей',
волокущих за собой закованных в цепи пленников, ни других свидетельств
рабства.
В неолитических обществах с культом Богини характерно отсутствуют и
роскошные могилы 'полководцев'. И - примечательное отличие от более поздних
цивилизаций с мужским господством, как, например, в Египте, - нет никаких
признаков могущественных правителей, которые забирают с собой в загробную
жизнь менее могущественных соплеменников, приносимых им в жертву.
Не находим мы, опять же в отличие от позднейших обществ, и больших
складов оружия или любых других признаков интенсивного применения
материальной техники и природных ресурсов для вооружения. Предположение о
том, что это была миролюбивая эра, подтверждается еще одним важным фактом -
отсутствием 'военных укреплений. Они появляются со временем, очевидно, как
защита от постоянных набегов воинственных кочевых племен с окраин, о которых
мы поговорим позднее.
В искусстве неолита ни Богиня, ни ее сын-супруг не наделены эмблемами,
которые мы привыкли связывать с силой, - мечами, копьями или молниями -
символами земного властелина и/или божества, который завоевывает власть,
убивая и калеча. Более того, в искусстве этого периода чудесным образом нет
типов правитель-подданный, хозяин-слуга, характерных для позднейших обществ.
А вот зато находим мы здесь - в храмах и домах, в настенных росписях, в
декоративных мотивах на вазах и в глиняной скульптуре богатое разнообразие
природных символов. Связанные с культом Богини, они свидетельствуют о
благоговейном страхе и трепете перед красотой и тайной жизни.
Это и животворящие стихии - вода и солнце, например, геометрический
орнамент в виде волнистой линии, так называемый меандр (символ текущей
воды), вырезанный на алтаре в Венгрии в пятом тысячелетии до н. э. Это и
гигантские каменные головы быков с огромными загнутыми рогами, изображенные
на стенах храма Чатал-Хююка, терракотовые ежи из южной, Румынии, ритуальные
вазы в виде самок животных из Болгарии, яйцеобразные каменные фигурки с
рыбьими головами и культовые вазы в виде птиц.
Это змеи и бабочки (символ превращений), которые ив исторические
времена все еще связывались с силой перерождения Богини, как на оттиске
печати из Закроса (восточный Крит), изображающем Богиню с крыльями бабочки.
Даже более поздний критский двойной топор, напоминающий мотыгу, был
стилизацией бабочки. Как и змея, которая сбрасывает кожу и 'рождается
заново', бабочка была одним из воплощений Богини и в то же время - символом
ее возрождения. И везде - стенопись, статуи, ритуальные фигурки -
изображения Богини. Мы находим ее в образах Девы, Прародительницы или
Создательницы; она - Владычица вод, птиц и подземного мира, или просто
божественная Мать, укачивающая на руках божественное Дитя.
Некоторые изображения удивительно реалистичны, как, например,
скользящая змея на блюде, найденном на кладбище начала пятого тысячелетия до
н. э. в Словакии. Другие настолько стилизованы, что выглядят абстрактнее
самого модернистского нашего искусства. Такова большая стилизованная