такие как аллювиальные (наносные) равнины
Месопотамии, Закавказья и Закаспия, с одной стороны, и на ЮГО-ВОСТОЧНУЮ
Европу, с другой'. Более того, в некоторых случаях, как, например, с Кипром
и с Критом, связи определенно осуществлялись по морю, и 'пришельцы приносили
с собой хорошо развитое хозяйство неолита'.
Таким образом, хотя всего двадцать пять лет назад археологи все еще
говорили о Шумере, как о 'колыбели цивилизации' (в широких кругах это
представление держится до сих пор), мы знаем теперь, что существовала не
одна, а несколько колыбелей цивилизации, которые, будучи на тысячелетие
старше, чем все ранее известные, восходят к неолиту. Как писал Мел-лаарт в
1975 году в своей работе 'Неолит Ближнего Востока', 'городская цивилизация,
долгое время считавшаяся изобретением Месопотамии, имеет предшественников в
виде городищ Иерихона или Чатал-Хююка, в Палестине или в Анатолии, которые
долгое время считались культурным болотом'. Более того, теперь мы также
знаем нечто крайне важное для понимания начального развития нашей культурной
эволюции. А именно: везде, где совершился большой скачок в материальной и
социальной жизни, - используем фразу Мерилин Стоун, которую она
обессмертила, сделав названием своей книги,- 'Бог был женщиной'.
Открытие, что цивилизация гораздо древнее и шире распространена, чем
считалось доныне, вызвало к жизни множество новых научных трудов. Но самое
удивительное-то, что в этих цивилизациях идеология была гиноцентрической, -
не 'вызывало особого интереса ни у кого, кроме ученых-феминистов. Другие
упоминают об этом только вскользь. Даже те, кто, как Меллаарт, не обходят
вниманием это обстоятельство, не придают ему, однако, никакого культурного и
социального значения, рассматривая его только с точки зрения искусства и
религии.
В самом деле, все еще преобладает точка зрения, что мужское господство
вместе с частной собственностью и рабством были побочными продуктами
сельскохозяйственной революции. И это мнение существует вопреки
свидетельствам о том, что, напротив, при неолите нормой было равенство
полов, и - шире - равенство всех людей.
В следующих главах мы обратимся к этим удивительным свидетельствам, но
прежде рассмотрим область, где традиционные археологические понятия
вынуждены меняться в свете новых находок.
Древняя Европа
Существенная часть наиболее достоверных свидетельств о жизни в доселе
неизвестные тысячелетия пришла к нам из совершенно неожиданного источника. В
соответствии с общепринятой теорией, объявлявшей колыбелью цивилизации гак
называемый Плодородный Полумесяц (равнины, протянувшиеся от Персии до
Сирии), Древняя Европа долгое время считалась лишь культурным болотом, в
котором, расцвели ненадолго минойская и греческая цивилизации, да и то лишь
под влиянием Востока. Сейчас, однако, проявляется совершенно иная картина.
'Мы вводим новое определение 'цивилизация Древней Европы' для
обозначения совокупности свойств и достижений различных культурных групп
юго-восточной Европы в период неолита-энеолита', - пишет археолог
Калифорнийского университета Мария Гимбутас в своей книге 'Богини и боги
Древней Европы'. В этой поистине революционной работе автор систематизирует
и анализирует сотни археологических находок, сделанных на территории от
Эгейского и Адриатического морей (включая острова), до Чехословакии, Польши
и Западной Украины.
Хозяйство обитателей юго-восточной Европы семь тысяч лет назад отнюдь
не было примитивным. 'На протяжении двух тысячелетий аграрной стабильности
их материальное благосостояние постоянно росло благодаря эффективной
эксплуатации плодородных речных равнин, -говорит М. Гимбутас. - Выращивались
пшеница, ячмень, вика, горох и другие бобовые, разводились все домашние
животные, существующие сейчас на Балканах, кроме лошадей. Были хорошо:
развиты гончарная техника, резьба по камню и кости, и к 5500-м гг. до н. э.