представлениям, - эти рисунки с таким же успехом могут
изображать растения, деревья, ветки, тростник и листья. Более того, подобная
интерпретация избавляет нас от необходимости недоумевать, отчего у людей,
которые, наподобие современных племен собирателей и охотников, употребляли в
пищу главным образом растения, столь удивительно отсутствуют изображения
растительности.
Питер Уко и Андре Розенфельд в книге 'Искусство пещер палеолита' также
пытались объяснить себе этот факт. Они же отметили еще одну любопытную
несообразность. Все прочие данные доказали, что гарпун, называемый
'бисериал', появился лишь в эпоху позднего палеолита, в мадленский период, -
хотя ученые упорно 'находили' их в настенной живописи доисторических пещер,
создававшейся на много тысячелетий раньше. Кроме того, с чего бы художникам
палеолита вздумалось так часто изображать неудачную охоту? Ведь если палки и
линии - действительно оружие, оно на рисунках никогда не достигает цели.
Чтобы разрешить эти загадки, А. Маршак, не будучи археологом и,
следовательно, не находясь в плену традиционных археологических воззрений,
тщательно изучил объекты, принятые за картинки гарпунов. Он обнаружил под
микроскопом, что не только зубцы гарпуна были направлены не в ту сторону, но
и черенок оказался заострен не с того конца. Что же в таком случае - если не
'вывернутое' оружие - означали эти рисунки? А вот что - ствол и ветви. Иными
словами, эти и другие изображения, привычно описываемые как 'зазубренные'
предметы или 'мужские объекты' были ничем иным, как стилизованными
изображениями деревьев, веток и растений.
Так снова и снова при тщательном изучении традиционный взгляд на
искусство палеолита как на примитивную охотничью магию оказывается скорее
отражением стереотипов, нежели логической интерпретацией увиденного. Так же,
как и приписываемая палеолитическим женским фигуркам роль объекта мужской
сексуальности или культа плодородия.
Из-за скудности находок мы, возможно, никогда не сможем точно разгадать
специфическое значение этих рисунков, фигурок и символов времен палеолита.
Однако, судя по тому, какое впечатление произвели образцы этой живописи,
запечатленные в прекрасных цветных репродукциях, это искусство по-прежнему
обладает огромной силой воздействия- Некоторые изображения животных не
уступают творениям лучших современных художников, а присущий им свежий
взгляд доступен немногим нашим современникам. Поэтому можно с уверенностью
сказать, что искусство палеолита - это нечто большее, чем грубые примитивные
каракули неразвитых, примитивных существ. Оно доносит до нас духовные
традиции, которые нужно понять, если мы хотим узнать не только о том, каким
человечество было, но и то, каким оно может стать.
Как писал в одном из важнейших современных трудов, посвященных
искусству палеолита, Андр.е Леруа-Гуран, директор Центра доисторических и
протоисторических исследований в Сорбонне, было бы 'нелепо и недостаточно'
сводить систему верований того периода к 'примитивному культу плодородия'.
Мы можем 'без преувеличения принять все изобразительное искусство палеолита
в целом за выражение взглядов на естественную и сверхъестественную
организацию живого мира, - замечает Леруа-Гуран и продолжает, - люди времен
палеолита несомненно знали о разделении мира животных и людей на две
противостоящие половины и полагали, что миром живых существ правит союз этих
половин'.
Вывод Леруа-Гурана о том, что палеолитическое искусство отражает
значение, которое наши ранние предки придавали существованию двух полов,
основывался на изучении тысяч рисунков и предметов из почти шести десятков
пещер. И даже рассуждая в терминах садомазохистских женско-мужских
стереотипов и в других отношениях следуя устоявшимся взглядам, Леруа-Гуран
подтверждает, что искусство палеолита выражало некую форму ранней религии, в
которой центральную роль играли женские изображения и символы. В этой связи