Риан Айслер

Чаша и клинок

представлениям, - эти рисунки с таким же успехом могут

изображать растения, деревья, ветки, тростник и листья. Более того, подобная

интерпретация избавляет нас от необходимости недоумевать, отчего у людей,

которые, наподобие современных племен собирателей и охотников, употребляли в

пищу главным образом растения, столь удивительно отсутствуют изображения

растительности.

Питер Уко и Андре Розенфельд в книге 'Искусство пещер палеолита' также

пытались объяснить себе этот факт. Они же отметили еще одну любопытную

несообразность. Все прочие данные доказали, что гарпун, называемый

'бисериал', появился лишь в эпоху позднего палеолита, в мадленский период, -

хотя ученые упорно 'находили' их в настенной живописи доисторических пещер,

создававшейся на много тысячелетий раньше. Кроме того, с чего бы художникам

палеолита вздумалось так часто изображать неудачную охоту? Ведь если палки и

линии - действительно оружие, оно на рисунках никогда не достигает цели.

Чтобы разрешить эти загадки, А. Маршак, не будучи археологом и,

следовательно, не находясь в плену традиционных археологических воззрений,

тщательно изучил объекты, принятые за картинки гарпунов. Он обнаружил под

микроскопом, что не только зубцы гарпуна были направлены не в ту сторону, но

и черенок оказался заострен не с того конца. Что же в таком случае - если не

'вывернутое' оружие - означали эти рисунки? А вот что - ствол и ветви. Иными

словами, эти и другие изображения, привычно описываемые как 'зазубренные'

предметы или 'мужские объекты' были ничем иным, как стилизованными

изображениями деревьев, веток и растений.

Так снова и снова при тщательном изучении традиционный взгляд на

искусство палеолита как на примитивную охотничью магию оказывается скорее

отражением стереотипов, нежели логической интерпретацией увиденного. Так же,

как и приписываемая палеолитическим женским фигуркам роль объекта мужской

сексуальности или культа плодородия.

Из-за скудности находок мы, возможно, никогда не сможем точно разгадать

специфическое значение этих рисунков, фигурок и символов времен палеолита.

Однако, судя по тому, какое впечатление произвели образцы этой живописи,

запечатленные в прекрасных цветных репродукциях, это искусство по-прежнему

обладает огромной силой воздействия- Некоторые изображения животных не

уступают творениям лучших современных художников, а присущий им свежий

взгляд доступен немногим нашим современникам. Поэтому можно с уверенностью

сказать, что искусство палеолита - это нечто большее, чем грубые примитивные

каракули неразвитых, примитивных существ. Оно доносит до нас духовные

традиции, которые нужно понять, если мы хотим узнать не только о том, каким

человечество было, но и то, каким оно может стать.

Как писал в одном из важнейших современных трудов, посвященных

искусству палеолита, Андр.е Леруа-Гуран, директор Центра доисторических и

протоисторических исследований в Сорбонне, было бы 'нелепо и недостаточно'

сводить систему верований того периода к 'примитивному культу плодородия'.

Мы можем 'без преувеличения принять все изобразительное искусство палеолита

в целом за выражение взглядов на естественную и сверхъестественную

организацию живого мира, - замечает Леруа-Гуран и продолжает, - люди времен

палеолита несомненно знали о разделении мира животных и людей на две

противостоящие половины и полагали, что миром живых существ правит союз этих

половин'.

Вывод Леруа-Гурана о том, что палеолитическое искусство отражает

значение, которое наши ранние предки придавали существованию двух полов,

основывался на изучении тысяч рисунков и предметов из почти шести десятков

пещер. И даже рассуждая в терминах садомазохистских женско-мужских

стереотипов и в других отношениях следуя устоявшимся взглядам, Леруа-Гуран

подтверждает, что искусство палеолита выражало некую форму ранней религии, в

которой центральную роль играли женские изображения и символы. В этой связи

он делает два замечательных наблюдения. Характерно, что женские изображения