Риан Айслер

Чаша и клинок

было обретение

партнерства, но, после периода хаоса и практически полного культурного

разрушения, произошел глубинный социальный сдвиг. Обилие данных о западных

обществах (в силу этноцентрического характера западной социологии) позволяет

более подробно проследить этот сдвиг путем анализа западной культурной

эволюции. Однако имеются указания на то, что этот сдвиг с модели партнерства

на модель господства имел приблизительные параллели и в других частях мира.

Название 'Чаша и Клинок' связано с катаклизмом, который стал поворотным

пунктом еще в доисторические для западной цивилизации времена, когда

направление нашей культурной эволюции было буквально повернуто вспять. В

результате этого кульбита культурная эволюция обществ, где поклонялись

животворящим и питающим силам вселенной, которые еще и поныне символизирует

древняя чаша ял.й кубок, была прервана. На доисторическом горизонте

появляются завоеватели с периферийных районов планеты, несущие с собой

совершенно иную форму социальной организации. Как пишет археолог Мария

Гимбутас из Калифорнийского университета, это были люди, которые поклонялись

'убийственной силе клинка'-силе, что отнимает, а не дарит жизнь, силе, белее

всего способной установить и навязать отношения господства.


Перекрестки эволюции


Сегодня мы снова стоим на перекрестке, где от выбора пути может

зависеть вся наша судьба. Теперь, когда убийственная сила Клинка, умноженная

в миллионы раз мегатоннами ядерных боеголовок, угрожает положить конец всей

человеческой культуре, последние открытия относительно древней и новой

истории, изложенные в 'Чаше и Клинке', не просто образуют отдельную главу в

прошедшей истории. Чрезвычайно важно, что это знание многое говорит нам о

настоящем и возможном будущем.

Тысячелетиями мужчины вели войны, и Клинок оставался мужским символом.

Однако это не означает, что мужчинам предопределено быть насильниками и

кровожадными воинами. На всем протяжении письменно зафиксированной истории

мы встречаем миролюбивых мужчин, испытывающих отвращение к насилию.

Совершенно очевидно, что и доисторические общества, где сила дарящая и

питающая, которую символизирует Чаша, ценилась превыше всего, были населены

и, женщина ми, и мужчинами. Суть проблемы не в мужчинах как в одном из двух

полов. Корень ее лежит в социальной системе, где идеализируется сила Клинка,

где и мужчины, и женщины учатся отождествлять мужественность с насилием и

считать мужчин, которые не соответствуют этому, идеалу, 'слишком мягкими' и

'женственными'.

Ввиду засилья того, что без преувеличения можно назвать 'наукой о

мужчинах', большинство социологов были вынуждены работать с такими неполными

и искаженными данными, которые в любой другой области сочли бы крайне

ненадежной фактологической основой. Даже сейчас информация о женщинах в

основном помещена в интеллектуальное гетто, отведенное для женской

проблематики. С другой стороны, и представительницы феминистского движения

предназначают свои исследования почти исключительно для женщин - что

совершенно понятно, ибо женские проблемы непосредственно сказываются (хотя

об этом долгое время забывали) на жизни женщин.

Данная книга выделяется тем, что она исследует, как характер

взаимоотношений между двумя половинами человечества влияет на социальную

систему в целом. Очевидно, что структура этих отношений имеет серьезные

последствия для личной: жизни как мужчин, так и женщин, определяя наши роли

в повседневной жизни и открытые перед нами возможности. Однако не менее

важно и другое. Нечто, о чем обычно забывают, но что становится очевидным,

стоит выразить его словами. То, как мы формируем самые фундаментальные из

всех человеческих отношений (без которых жизнь рода не может продлиться),

глубочайшим образом воздействует на все наши институты и, как показывают

нижеследующие страницы, на направление культурной эволюции, в частности на

то, будет ли она мирной или чреватой войнами.

Если задуматься,