выставив улыбочку между
собой и аудиторией.
- Так, хорошо! - удовлетворенно сказал Тренер.
- А теперь ответь мне, сколько будет дважды два?
- Четыре, - мгновенно среагировала дама.
- Отлично! А теперь скажи мне, кто ты.
- Я? В каком смысле?
- А теперь сравните, обратился к залу Тренер, - ее первый и второй
ответы. Есть разница?
- Есть.
- Вот именно, - он снова заговорил с ней. - Почему ты на второй вопрос
не ответила столь же быстро и четко, как на первый?
- Второй более сложные, ведь речь в нем не об арифметике, а о личности.
- Ты училась где-нибудь?
- Училась.
- Где?
- Разумеется, в школе затем, в университете.
- Экзамены сдавала?
- Конечно же.
- И ведь были же предметы и вопросы сложные, не так ли?
- Так.
- Но если ты знала материал, то на любой, самый трудный вопрос ты
отвечала легко и уверенно, правда?
- Да.
- И все дело на самом деле заключалось в том, знала ты или не знала, а
не в том, сложный вопрос тебе доставался или не очень. Верно?
- Верно.
- Итак, проблема заключается не в том, сложно это или легко, а в том,
знаю ли я это или не знаю, умею или не умею. Согласна?
- Согласна.
- Ну а теперь объясни мне, почему на первый вопрос ты ответила сразу, а
на второй не ответила совсем.
Дама потупилась.
- Я жду, - продолжал давить Тренер.
- Я не знаю, - улыбка застыла, окаменела. Девичьи глаза подернулись
влагой.
- Да, ты не знаешь. Ты не знаешь ответа на второй вопрос. Поэтому и не
ответила. А если бы знала, то не раздумывала бы и не несла различную чушь.
Для тебя это сложно потому, что ты не знаешь. И мудрить тут нечего.
- Но это вопрос серьезный, здесь надо подумать, - слеза пробралась в
голос.
- А когда человек думает? Я ко всем обращаюсь!
Зал зашелестел.
- ...Когда нужно что-то решить...
- ...найти какой-нибудь ответ...
- ...что-нибудь придумать...
- ...чтобы не вляпаться в какое-нибудь дерьмо...
- ...чтобы улучшить свое положение...
- Правильно, правильно, - кивнул Тренер, а если обобщить, что
получится? А? Какой вывод?
- Думают тогда, когда чего-то не знают, - робко предположил участник со
свисающими усами.
- Точно! - победоносно воскликнул Тренер. - Человек думает тогда, когда
он чего-то не знает. Поэтому он, собственно, и думает. В результате своих
размышлений он приходит к определенному выводу, то есть значению, и ему уже
незачем становиться ломать голову над этой проблемой. Тебе надо подумать? -
Тренер почти навис над беднягой, которая вот-вот разрыдается. - ДА?!
- Да, - еле слышно выдохнула она.
- И это еще раз доказывает, что ты не знаешь. Но если ты знаешь, кто
ты, кем ты являешься, как ты можешь знать, кем ты хочешь стать?
Зал завис в безмолвии. Держал паузу и Тренер. В воздухе нарастало
напряжение. И тут он внезапно и пронзительно трубным ревом взвился над
тишиной, разорвав ее на куски:
СНАЧАЛА УЗНАЙ, КТО ТЫ ЕСТЬ, И ТЫ
ПОЙМЕШЬ, ЧТО В ЭТОМ ТВОЕМ ЕСТЬ
ЗАЛОЖЕНО ВСЕ ТВОЕ БУДЕТ.
- Ну а как же дети? - опомнился первым мессианского вида мужчина.
- Чьи дети? - осведомился Тренер.
- Да нет, я имею детей вообще.
- А-а, и что же дети вообще?
- Ну, например, ребенок. Он же не знает, кто он, но знает, кем хочет
быть - космонавтом, скажем, или автогонщиком, или еще кем-то.
- Ты - этот ребенок?
-Нет.
- А кто ты?
- Я - человек! - нашелся бородатый.
- Я - тоже человек, - сказал Тренер. - но ты это не я, а я это не ты.
Кто именно ты?
- Гм...
- Ну, вот видишь, ты не знаешь даже, кто ты, а берешься заявлять от
имени другого, пусть и ребенка.
Итак, подытожим. В том, кто я есть, уже заложено любое, кем я могу
быть. И если я захочу, то буду. Но если я всего лишь хочу хотеть этого, то