фаворе, будут на первом
месте. И этот момент приближается.
(155)
Я слышу, что все более и более начинают обращаться к этой проблеме:
человек, его психология, его воспитание. Потому что дают себе отчет в том,
что невозможно обеспечить ни успеха, ни стабильного счастья для
человечества, пока эта проблема не поставлена на первое место. Вскоре все
будут говорить только об этом. Надо только почувствовать, что изменения
необходимы и уметь реально принести все эти изменения. Посмотрите, что
происходит в политике. Все говорят об изменениях: надо изменить это, надо
изменить то. Легко говорить об изменениях, но когда вы не подготовлены к
тому, чтобы их осуществлять, тогда все разговоры вокруг и около -- это
только насмешка, это гротеск.
Чтобы взять на себя ответственность стать педагогом, недостаточно
проучиться три или четыре года в университете. Надо всю свою жизнь и даже
многие жизни учиться педагогике. Так как секрет ее находится в науке
Посвящения. Это внутри -- в сердце, в душе, в духе -- надо обладать
педагогическим элементом. Этот вибрирующий, что-то излучающий элемент,
влияют на других и эти другие, даже если вы не открываете рта, имеют желание
вас имитировать. Они дают себе отчет в том, что в вас есть что-то
светящееся, какая-то теплота, что-то живое, и этот свет, эта теплота, эта
жизнь помогают
(156)
им лучше понимать то, что вы хотите им объяснить.
Впрочем, не выставляя напоказ знания, можно воздействовать на людей.
Знания, безусловно, могучее средство: можно заставить людей очень многое
понять с помощью хороших аргументов, но этого недостаточно: они могут хорошо
понять, но не сдвинутся с места. Только любовь, призвание, вера являются
стимулирующими и вдохновляющими силами. Это живые силы. Любовь и вера -- вот
истинное могущество! Перед трудностями жизни тот, кто обладает только
интеллектуальными знаниями и ничем другим, оказывается колеблющимся, слабым,
боязливым, тогда как тот, кто обладает любовью и верой, даже если он чего-то
значительного не знает, продолжает двигаться вперед, подниматься,
преодолевать все препятствия.
Сказано в Евангелиях: 'Если бы вы обладали большой верой, как горчичное
зерно, вы могли бы сказать горе: переместись, и она бы переместилась'.
Очевидно, это надо понимать символически. Иисус никогда не хотел, чтобы люди
перемещали горы со своего места! Горы очень хорошо расположены там, где они
есть, и не пытайтесь перемещать их в другие места, оставьте их в покое.
Природа разместила их с большой мудростью, чтобы они передавали, направляли
(157)
потоки радиации. Горы, о которых говорит Иисус -- это другое горы,
размещенные в разуме, в сердце, в воле. Этими горами темноты, эгоизма, лени
пренебрегают, и хотят атаковать красивые невинные горы, созданные Господом.
Разве Иисус перемещал горы? Нет, он не занимался подобным, а перемещал горы,
царства и континенты в голове, в сердце существ: он перевернул всю землю.
Поймите меня хорошо сегодня: недостаточно собирать, аккумулировать в
себе знания, надо работать над любовью, верой, смелостью, иначе вы
останетесь слабыми. Вы будете как тот, кто проводит все свое время в
библиотеках и столько погружен в книги, что забывает даже поесть: он читает,
читает, читает..., становится жалким, бледным, безжизненным, и через
некоторое время он будет вынужден все бросить, даже чтение. Если вы
предпочитаете иметь книжные знания, то продолжайте, но вы высушитесь, вы не
будете излучать ни любви, ни добра: встречается только холодный и сухой
интеллект, который дискутирует, критикует, препарирует, но неспособен уйти
от беспорядка в себе.
Это часто случается со студентами в области философии. Когда они
кончают свою учебу в университете, они оказываются полностью
дезориентированными всеми этими причудливыми
(158)