манере, родители должны хорошо взвесить последствия. Но как
они это сделают, если у них нет способности различать? Им необходимо начать
самим обучаться, прежде чем что-то произносить, так как существует большое
число факторов, которые необходимо рассматривать: достаточно ли силен
ребенок..., подходящий ли момент..., будет ли это для его блага..., обладает
ли он особым даром, который надо защищать... Даже в том, что касается
питания, родители должны принимать во внимание некоторые факторы и не
заставлять детей есть то, что они находят хорошим для самих себя.
Итак, я повторяю: отец или мать не должны требовать от ребенка
абсолютного подчинения, прежде чем не спросят самих себя: 'Требую ли я
что-то хорошего, справедливого, божественного? Желает ли этого его душа?
Желает ли он этого глубоко, или это будет вредно для его развития, для его
эволюции?' В том случае, если они хорошо информированы, если они увидели и
поняли ясно, что это будет во благо для их ребенка, пусть они отдают свои
приказания -- разрешение это или отказ -- в категорической форме,
бесповоротно, и ребенок должен подчиниться.
(131)
Ребенок должен понимать, что существуют законы, которым сами родители
вынуждены подчиняться. Даже Посвященные подчиняются великим законам Природы,
и, впрочем, они первые среди уважающих законы. Они может быть несколько
меньше почитают и соблюдают человеческие, не всегда справедливые законы, но
перед законами божественными, законами вечными, вселенскими, космическими
они всегда полны уважения и подчинения. Это то почтение, которое ученики
Всемирного Белого Братства должны принять и затем передать своим детям.
Итак, поймите меня правильно. Надо иметь много любви к детям. Это
безусловно. Но надо знать, когда и как ее проявлять. Есть такие моменты,
когда не надо показывать любовь, а надо пользоваться мудростью, и только при
этом условии можно действительно говорить о просвещенной и благотворной
любви. Слабая любовь глупа. Это катастрофа.
(132)
XI
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
1
Мне часто задавали вопросы по поводу воспитания детей и я говорил: 'Вы
видите, настроили много школ за последние годы для детей и подростков. Но
что там улучшили? Только внешнюю сторону. Построили самые большие, самые
красивые школы, с лабораториями, с кинозалом, с телевизорами, с площадками
для спорта, с бассейнами... Но дети, однако, не улучшаются'.
В прошлом не придавали столько значения внешней стороне. В любом доме,
даже на любой конюшне можно было устроить школу;
ветер гулял по окнам, которые заклеивали просто бумагой; не
существовало поставки дров, и дети, которые приходили издалека, приносили
каждый с собой полено, чтобы поддержать огонь. Иногда они не имели даже
книг, перед ними был только учитель... Но из этих школ выходили удивительные
существа, с сильным характером, благородные: модели для подражания. Тогда
как сегодня, когда улучшены все
(136)
материальные условия, из школ выходят негодяи, существа хитрые,
корыстные, нечестные. Ах, они очень образованы, да: читать наизусть,
ошеломить вас они способны, но в их характере вы не отметите ничего столь
основательного или благородного.
И если бы я вам рассказал, как я ходил в Школу! Мой отец умер, когда я
был еще очень молод. Мы были бедны, настолько бедны, что Моя мать не могла
даже мне купить книги. Часто даже я уходил утром в колледж не позавтракав. И
во время уроков я был сонным и даже почти засыпал. Во время перемены я
одалживал книги у моих товарищей, я старался побыстрее узнать хоть немного
из заданного на дом урока, и когда учитель меня спрашивал, я пытался
вспомнить что-то из того, что прочитал за эти несколько минут перемены.
Теперь я вижу, что все эти трудности, с которыми я должен был бороться,
пробудили во мне некоторые способности, использованные мною позже. Когда