образ будет вредить процессу его воспитания.
По этому поводу хотел бы остановиться на очень интересной проблеме.
Когда взрослый хочет что-то сделать, он должен прежде всего подумать;
ребенок -- он не размышляет, потому что его мозг не готов еще к рассуждению,
к обсуждению своих поступков. У ребенка прежде всего -- действие. Он должен,
следовательно, выполнять без всякого обсуждения то, что от него требуют
взрослые. Детские заботы совсем другие, чем у взрослых. Если ребенок будет
стараться прежде всего понять, а затем что-то сделать, он никогда ничего не
сделает. Он должен действовать прежде, чем он что-то поймет, потому что есть
другие, которые это поняли прежде чем он, и доверяя им, он упрощает свой
собственный процесс понимания, которое проявится только потом.
Таким образом, действуя в точности в соответствии с требованиями своих
родителей, дети имеют возможность стать разумными. Потому что разумность,
правда, размышление -- это уже работа. Реализация всегда подразумевает
разумность, предшествующую выполнению действия. Когда работа хорошо
выполнена, то говорят, что она могла быть только результатом разума; видим
или невидим, сознателен
(128)
или бессознателен этот разум -- это уже другой вопрос.
Ребенок должен, следовательно, выполнить то, что от него требуют, без
всякой потребности в объяснениях. Когда мать ведет своего маленького
мальчика с собой, нет никакой необходимости, чтобы она объяснила ему
подробно, куда она собирается его отвести. Он доверяет ей и дает ей свою
руку, зная, что она не отведет его в место, где есть змеи, медведи или
обезьяны, которые его растерзают -- символически говоря -- и таким образом
ребенок прогрессирует. Но дети, у которых нет доверия к родителям или
которые хотят быть независимыми, свободными, не могут правильно развивать
свой разум.
И теперь не рассказывайте, пожалуйста, мне истории: 'Да, но мы знаем
семьи, в которых дети более разумны, чем родители и поэтому они садятся им
на голову.' Я хорошо знаю, что можно встретить исключительных детей, но это
случаи крайне редкие. Я вам говорю в общем, и я не верю, совсем не верю в
то, во что вы хотите заставить меня поверить: что большинство детей --
гении, и они правы, когда возмущаются против своих тупых родителей. Нет,
если ребенок появился в той или другой семье, то тому есть причина и теперь
уже слишком поздно, чтобы судить или критиковать. Если он столь гениален, то
почему он явился, чтобы воплотиться
(129)
в этой грубой семье? Если он уже сюда пришел, чтобы как раз пройти
какой-то стаж, то он должен слушать своих родителей. А потом -- увидим.
Известны случаи, когда королевский сын был послан в армию и служил там как
простои солдат, чтобы пройти испытания -- иногда тяжелые испытания -- как и
все другие!
Итак, не ребенку дискутировать и критиковать. От него не требуется
вносить беспорядок и анархию, с того момента, как он пришел в семью, надо,
чтобы он начинал маршировать в согласии с ней. Когда он даст доказательства
своего настоящего превосходства, он сможет делать то, что он хочет. Только
когда ребенок подчиняется своим родителям и соглашается делать то, что от
него требуют, его разумность начинает развиваться. Затем мало-помалу ребенок
сам начинает понимать причину, по которой он это делает.
Очевидно, есть случаи, когда прямолинейность, непримиримость родителей
может быть Катастрофичной. Предположим, что то, что ребенок требует, по
своей природе духовно, а он Имеет родителей грубых, невежественных и
нечестных, которые мешают ему реализовать его идеал, потому что это
превосходит, слишком Превосходит их уровень понимания. Если они Показывают
себя несгибаемыми, они могут причинить
(130)
ему много зла. Вот почему каждый раз, когда говорят о каком-то общем
правиле, надо вносить в него нюансы и объяснения.
Прежде чем высказываться, давать разрешение или отказывать в