об экзегетах --истолкователях священных
писаний. Экзегетика как форма мысли и способ отношения к священному тексту
возникла позже эпохи Пифагора и Плотина. Однако впервые она начала
развиваться именно в Египте, среди близких ко двору Птолемеев иудейских и
египетских богословов. Для времени же написания трактата экзегетика была
естественным языком богословия.
5 Халдейские мудрецы -- вавилонские богословы и астрологи,
традиционно считавшиеся носителями тайных учений. По свидетельству Дамаския,
Ямвлиху принадлежало отдельное сочинение по халдейскому богословию ('О
первом принципе', р. 115 Корр.: 'Как полагает великий Ямвлих в книге о
совершенной халдейской теологии...').
6 Ассирийцы -- здесь синоним 'халдеев'.
7 Стелами Гермеса называли вертикальные каменные плиты, на
которых были запечатлены герметические сочинения.
8 'Е, т. е. природное, врожденное знание о богах,--
широко распространенная в поздней античности идея. Мы встречаем ее,
например, у эпикурейцев, которые
(стр.238)
говорили о 'предзнании' () богов (Цицерон. О природе богов, I.
XVII, 44). С другой стороны, об этом же писали христианские апологеты,
например Иустин: 'Бог -- не имя, но мысль о чем-то неизъяснимом, всажденная
в человеческую природу'.
9 Во-первых, потому, что это 'предзнание'. Во-вторых же, по
той причине, что в неоплатонической концепции, идущей от Плотина, знание не
является высшей формой отношения к Абсолюту, поскольку вселенский Ум ниже
Единого и порождаем последним. Первоначало не может быть знаемо.
'Соприкосновение', 'единение' --так точнее можно выразить совершенную
ступень отношения к богу (см.: Плотин. Эннеады, V 3.10; V 6.6; VI 9.9). Или,
как будет показано ниже в тексте трактата, знание всегда предполагает
удвоенность ('родовое различие'), однако монада, единство, выше двоицы.
10 Эта связь предшествует любому различию. Парадигмой
неоплатонической мысли следует считать убеждение, что единство в
онтологическом плане предшествует различению и, более того, охватывает его.
Единство не отличается от различающегося (иначе в нем не было бы единства
как такового), но присутствует как принципиально не вычленяемое (т. е.
отличаемое) основание последнего. Поэтому-то оно и не является предметом
сомнения, ибо сомнение предполагает суждение, двойственность, следовательно
--уже различие.
11 Впервые 'демонологией' занимался Ксенократ, а об иерархии
служебных божественных сущностей говорил Посидоний. Неоплатоническое
понимание этой иерархии будет развернуто в трактате ниже. Отметим, что под
'чистой душой' нужно понимать душу, добившуюся (или получившую) совершенную
свободу от тела.
(стр.239)
12 Перечисленные человеческие способности ниже божественных
еще и по той причине, что они обусловлены временем, те же--вечны.
13 Автор использует аристотелевские понятия, но
по-плотиновски, рядополагая их друг другу и ставя возможность (т. е.
--'мощь', 'способность') прежде действительности. Последнее мы видим
уже у Плотина, который говорил о первом выхождении Единого как о
мощи-потенции ('Эннеады', III 8. 10; V 4.2). Сущность же оказалась
рядоположена действительности и возможности, поскольку Единое превосходит
все эти категории. Сам термин ('сущность') следует в античных
философских текстах переводить как 'существо' ('существо дела'), не
противопоставляя его явлению, а охватывая в нем весь предмет в целом.
Конечно, целое это у Аристотеля выражалось через форму, т. е. не сводилось к
сумме случайных признаков, а указывало на необходимо действительное, однако
оставалось целым предмета. Плотин и вслед за ним автор трактата сохраняют
подобное употребление термина 'сущность', но теперь не она --первое в их
учениях, а запредельное Начало. Сущность, возможность и действительность
есть постольку, поскольку они несут в себе инаковость по отношению друг к
другу и по отношению к другим сущностям, возможностям и действительностям.
Единое же -- не иное ('Эннеады', VI 9.8). В историко-философском плане
разделение этих трех понятий приближает