Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

  Итак, вот каков умопостигаемый мир. А что же такое наш мир, в котором

мы видим глазами (точнее, видим при посредстве зрения), слышим ушами и

вообще ощущаем при помощи наших органов чувств, за что его и прозвали

чувствилищем или, более благозвучно, чувственно воспринимаемым (ощущаемым)

миром? Это самовидное, т. е. явившееся само по себе и зримое само по себе,

изваяние мира умопостигаемого--таков образный ответ Платона, а вслед за ним

и всего позднейшего платонизма и неоплатонизма. Изваяние ( )

--потому что его вырезал своим резцом скульптор-демиург, ремесленник,

изваявший тело космоса и вложивший в него ум и душу.

      Итак, бытие существует и как умопостигаемое и как чувственно

воспринимаемое; последнее охватывает единичные предметы (отдельное), которые

возникают как воплощение умопостигаемых парадигм. Однако стоит заметить, что

не следует сводить платонизм, и в особенности неоплатонизм, к так

называемому абсолютному, или исключительному, реализму, что пользуется

чрезвычайной популярностью среди историков философии самого разного толка и

совершается то в самом одобрительном, то в самом уничижительном, то в якобы

беспристрастном, 'объективном', смысле: во-первых, можно одновременно быть

хорошим платоником и хорошим номиналистом и, во-вторых, методически

неправильно распространять возникшие позднее споры на более ранние времена.

Второй тезис самоочевиден, а к первому разумно дать пояснение. Ведь общие

понятия, или универсалии, из-за которых, собственно, в средние века и

произошел спор между реалистами и номиналистами,-- это отнюдь не эйдосы и

логосы, или, если угодно, идеи платонизма, это то, что по определению

выводится из отдельного, когда вслед за Аристотелем дается

      (стр.23)

      его классификация в соответствии с родами и видами; связь между вещами

и универсалиями не генетическая, а логическая, т. е. формально навязанная

ходом рассуждения, а не мысли, и связана исключительно с правилами дискурса.

Потому и платоническое умопостигаемое, выступающее как парадигма, попросту

несопоставимо с универсалиями и очередная классификация (в отношении

реализма и номинализма) в данном случае некорректна по самым обычным

правилам логики Аристотеля.

      Еще одно замечание касается уже различия между Платоном и

неоплатонизмом: последний ниспроверг, казалось бы, незыблемый тезис,

высказанный ранее,-- что бытие не в душе. Платон, признавая, что бытие вещей

предстает как эйдосы и логосы, тем не менее настаивал на том, что последние

располагаются не в душе. Уже Плотин придерживался, как это ни странно,

противоположного мнения по данному вопросу: эйдосы пребывают в душе, по

крайней мере в мировой; душа же привносит в сущее, пусть даже благодаря

Единому, самое ценное в нем --благодать, прелесть, очарование ( )-

Душа, наконец, коль скоро она управляет бездушным, дарует ему и логосы и

эйдосы, наполняет его содержанием и созидает божественную полноту (плерому)

сущего. Стало быть, бытие вещей--в душе, она и приводит их с совершенству.

Последние положения характерны для всего неоплатонизма.

      Итак, для неоплатонизма особое значение обретает душа, причем не только

и не столько в вышеописанном онтологическом смысле--он явно недостаточен:

душа не просто содержит бытие вещей, а также дарует ему облик и смысл, не

может она в то же время оказаться и попросту тождественной бытию. Душа

становится самой жизнью, т. е., в первом приближении, тем, что дарует всем

вещам

      (стр.24)

      самодвижность, в каком бы смысле последнее слово ни употреблялось *.

Вместе с тем душа сама живет или, если угодно, является жизнью в

определенном месте; место же это, конечно, не телесное, т. е. не заполненное

телами -- узилищами для души, и в этом смысле не чувственно воспринимаемое;

однако его, пожалуй, нельзя постичь и умом, хотя, в силу сказанного в

предыдущем тезисе, оно в определенном отношении и умопостигаемо -- как то,

что уж чувствами-то, во всяком случае, не познается. Это место -- то, что

Платон назвал единым в диалоге 'Парменид' и Благом в 'Государстве'.

Плотин--вдохновенный певец Единого-Блага --до мелочей развил технику

говорения о нем, сознавая