Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

и от всевозможнейших тел в нем, при посредстве которых душа нисходит в

становление, в согласии с особенным попечением отделяется некая частица для

нас, особая для каждого нашего органа. Стало быть, этот демон пребывает как

образец даже до нисхождения душ в становление. Всякий раз, когда душа

выбирает себе демона в качестве вождя, тотчас рядом с ней оказывается этот

демон --вершитель жизненных путей души, который связывает ее с телом, когда

она нисходит в него, управляет ее жизнью вообще, сам направляет ее особенную

жизнь, и, поскольку он предоставляет нам начало, все, что мы обдумываем,

мыслим и совершаем,-- это то, что он нам вкладывает в мышление. Он управляет

людьми до тех пор, пока мы, люди, при посредстве жреческой теургии не

назначим заступником и вождем души бога. Ведь тогда этот демон либо уступает

лучшему, либо передает ему свое начальствование, либо подчиняется ему так,

чтобы уплатить положенную подать, либо каким-то иным образом прислуживает

тому как начальствующему.

      7. Так вот, на основании этого я легко отвечу тебе и на следующий

вопрос. Ведь демон управляет не какой-то нашей частью, а непосредственно

всем разом и доходит до самого нашего начала, поскольку уделен нам всем

устройством мироздания. Ведь само то доказательство, которое ты считаешь

нужным привести в отношении демонов, управляющих частями тела и

определяютщих здоровье, внешний

      (стр.217)

      вид и состояние последних, и в отношении единственного руководителя,

повелевающего всем вместе,--так вот именно его ты и полагай для себя

подтверждающим то, что руководство всеми нашими частями восходит к единому

демону. Итак, не разделяй демонов тела, души и ума 155. Ведь

неестественно, если живое существо едино, а поставленный управлять им демон

множествен,-- напротив, повсюду повелевающее проще подчиненного. Еще

несообразнее того--это если не соединенными, а разобщенными между собой

окажутся властвующие частицы многих демонов. Ты же и среди них вносишь

противоположность: одних полагаешь благими, а других --дурными, в то время

как дурные демоны не облечены никакой властью и не противостоят благим как

имеющая равные возможности сила.

      8. Затем, когда ты оставляешь в стороне подобные вопросы, над тобой

берет верх философское мнение, и ты тем самым разрушаешь все представление о

собственном демоне. Ведь если он является некоей частью души, например

разумной, и, стало быть, счастлив всякий, кто имеет острый ум, то уже не

будет никакого другого чина, стоящего выше демонического, управляющего

человеческой душой в качестве превосходящего ее. Некие части души или, в

особенности, ее сила станут более властными, нежели большинство видов жизни

в нас, и будут находиться во взаимной связи--но не как по природе

обособленные -- властвующими над всем нашим устройством.

      9. Однако после этого ты вспоминаешь и об ином почитании собственного

демона, осуществляющем свое служение ему то как двоим, то как троим

156. Это самое служение является совершенно неправильным. Ведь

разделять, а не сводить ,к одной поставленные управлять нами причины

      (стр.218)

      --значит ошибаться и совершенно не постигать властвующего во всем

единения.

      И мнение, относящее демона на счет тела и управления им, низводит его

власть до некоего самого низкого положения. Таким образом, как следует

относиться к опирающимся на подобное мнение священнодействиям при том

условии, что сама их изначальная основа ошибочна? Далее, собственный

демон-заступник является единственным для каждого из нас, но считать его

общим и одним и тем же для всех людей не следует, как и не следует считать

его общим, но по-своему вступающим в общение с каждым. Ведь разделение на

отдельные виды и различие материи не допускают совместного владения самим по

себе бестелесным и тождества. А почему все к нему обращаются с общим

заклинанием? Потому, что заклинание демонов производится в согласии с единым

повелевающим ими богом, который изначально назначил каждому собственного

демона и показывает в священнодействиях по собственному желанию демона,

назначенного каждому. Ведь в теургическом действии к низшему всегда

обращаются при