Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

от движения звезд. Нужно предоставить тебе более

детальное истолкование истинного положения дел, исходя из герметических

представлений. Ибо человек, как гласят эти книги, имеет две души: одна

существует благодаря первому умопостигаемому

      (стр.208)

      и причастна силе демиурга, а другая вкладывается круговращением небес,

в которое дополнительно привнесена богосозерцающая душа. Поскольку это на

самом деле так, душа, нисходящая к нам из космоса, следует его

круговращениям, а та, что умно присутствует благодаря умопостигаемому,

превосходит созидающее становление окружение, и благодаря ей возникает и

освобождение от рока, и восхождение к умопостигаемым богам, и вся та

теургия, которая возносится к нерожденному, совершается в соответствии с

подобной жизнью 151.

      7. Стало быть, уже не все, как ты ошибочно полагаешь, заковано в

нерасторжимые оковы необходимости, которую мы называем роком. Ведь душа

обладает собственным началом для восхождения к умопостигаемому, отстранения

от возникающих вещей и соприкосновения с сущим и божественным. Мы не

приписываем подвластность року также самим богам, которым мы поклоняемся и в

храмах, и в виде изваяний, как освободителям от рока. Наоборот, боги

уничтожают рок, а худшие природы, отпадающие от них и переплетающиеся со

становлением космоса и с телом, вершат рок152. Следовательно, мы

по справедливости совершаем всяческое священное служение в честь богов,

чтобы они, единственные повелители необходимости, в разумном убеждении

уничтожили назначенное роком зло.

      Впрочем, не все заточено в природу рока; напротив, существует и другое

начало души, стоящее превыше всякой природы и порождения, на основании

которого мы в состоянии достигать единения с богами, возвышаться над

космическим порядком и принимать участие в вечной жизни и деятельности

наднебесных богов. Именно на основании его мы в состоянии освободить самих

себя. Ведь всякий раз, когда оказывает свое воздействие лучшее в нас и душа

      (стр.209)

      возносится к тому, что превосходит ее, она всецело обособляется от

того, что привязывает ее к становлению, отстраняется от худшего, меняет одну

свою жизнь на другую и посвящает себя иному порядку, совершенно оставив

первоначальный.

      8. Так что же? Можно освободить себя при посредстве движущихся по кругу

богов -- и полагать тех же самых богов определяющими судьбу и заковывающими

жизни в нерасторжимые оковы? Пожалуй, ничто не препятствует даже тому, чтобы

в богах, притом что они заключают в себе множество сущностей и сил,

наличествовали и другие, причем непреодолимые, различия и противоречия.

Впрочем, можно сказать также и то, что в каждом из богов, пусть даже и в

видимом, присутствуют некие умопостигаемые начала сущности, при посредстве

которых для душ наступает освобождение от космического становления. И,

следовательно, если бы кто-нибудь выделял два рода богов -- космических и

сверхкосмических, то освобождение для душ будет существовать при посредстве

сверхкосмических. В трактатах же о богах более детально рассматривается то,

какие из них являются возвышающими и в соответствии с какими своими силами,

каким образом они уничтожают рок и при посредстве каких жреческих обращений,

каков порядок космической природы и каким образом над ней властвует

наисовершеннейшее умное действие. Таким образом, нечестиво даже произносить

то, что ты почерпнул из Гомера: 'Боги переменчивы'. Ведь ритуалы, священного

служения издревле определены чистыми и умными законами и менее совершенное

освобождается превосходящим порядком и силой, и в то время как мы сами

переменяемся к лучшей участи, происходит и наше отстранение от менее

совершенного, причем в этом действии

      (стр.210)

      нет чего-либо противоречащего изначальному священному закону, в связи с

чем боги изменили бы свое решение под влиянием позднейшего священнодействия,

но при изначальном возвращении бог послал души вниз с тем условием, чтобы

они вновь вознеслись к нему. Итак, при этом восхождении души никакой

перемены в богах не возникает и не противоречат друг другу сошествия душ

вниз и восхождения их обратно. Ведь как в мироздании становление