от движения звезд. Нужно предоставить тебе более
детальное истолкование истинного положения дел, исходя из герметических
представлений. Ибо человек, как гласят эти книги, имеет две души: одна
существует благодаря первому умопостигаемому
(стр.208)
и причастна силе демиурга, а другая вкладывается круговращением небес,
в которое дополнительно привнесена богосозерцающая душа. Поскольку это на
самом деле так, душа, нисходящая к нам из космоса, следует его
круговращениям, а та, что умно присутствует благодаря умопостигаемому,
превосходит созидающее становление окружение, и благодаря ей возникает и
освобождение от рока, и восхождение к умопостигаемым богам, и вся та
теургия, которая возносится к нерожденному, совершается в соответствии с
подобной жизнью 151.
7. Стало быть, уже не все, как ты ошибочно полагаешь, заковано в
нерасторжимые оковы необходимости, которую мы называем роком. Ведь душа
обладает собственным началом для восхождения к умопостигаемому, отстранения
от возникающих вещей и соприкосновения с сущим и божественным. Мы не
приписываем подвластность року также самим богам, которым мы поклоняемся и в
храмах, и в виде изваяний, как освободителям от рока. Наоборот, боги
уничтожают рок, а худшие природы, отпадающие от них и переплетающиеся со
становлением космоса и с телом, вершат рок152. Следовательно, мы
по справедливости совершаем всяческое священное служение в честь богов,
чтобы они, единственные повелители необходимости, в разумном убеждении
уничтожили назначенное роком зло.
Впрочем, не все заточено в природу рока; напротив, существует и другое
начало души, стоящее превыше всякой природы и порождения, на основании
которого мы в состоянии достигать единения с богами, возвышаться над
космическим порядком и принимать участие в вечной жизни и деятельности
наднебесных богов. Именно на основании его мы в состоянии освободить самих
себя. Ведь всякий раз, когда оказывает свое воздействие лучшее в нас и душа
(стр.209)
возносится к тому, что превосходит ее, она всецело обособляется от
того, что привязывает ее к становлению, отстраняется от худшего, меняет одну
свою жизнь на другую и посвящает себя иному порядку, совершенно оставив
первоначальный.
8. Так что же? Можно освободить себя при посредстве движущихся по кругу
богов -- и полагать тех же самых богов определяющими судьбу и заковывающими
жизни в нерасторжимые оковы? Пожалуй, ничто не препятствует даже тому, чтобы
в богах, притом что они заключают в себе множество сущностей и сил,
наличествовали и другие, причем непреодолимые, различия и противоречия.
Впрочем, можно сказать также и то, что в каждом из богов, пусть даже и в
видимом, присутствуют некие умопостигаемые начала сущности, при посредстве
которых для душ наступает освобождение от космического становления. И,
следовательно, если бы кто-нибудь выделял два рода богов -- космических и
сверхкосмических, то освобождение для душ будет существовать при посредстве
сверхкосмических. В трактатах же о богах более детально рассматривается то,
какие из них являются возвышающими и в соответствии с какими своими силами,
каким образом они уничтожают рок и при посредстве каких жреческих обращений,
каков порядок космической природы и каким образом над ней властвует
наисовершеннейшее умное действие. Таким образом, нечестиво даже произносить
то, что ты почерпнул из Гомера: 'Боги переменчивы'. Ведь ритуалы, священного
служения издревле определены чистыми и умными законами и менее совершенное
освобождается превосходящим порядком и силой, и в то время как мы сами
переменяемся к лучшей участи, происходит и наше отстранение от менее
совершенного, причем в этом действии
(стр.210)
нет чего-либо противоречащего изначальному священному закону, в связи с
чем боги изменили бы свое решение под влиянием позднейшего священнодействия,
но при изначальном возвращении бог послал души вниз с тем условием, чтобы
они вновь вознеслись к нему. Итак, при этом восхождении души никакой
перемены в богах не возникает и не противоречат друг другу сошествия душ
вниз и восхождения их обратно. Ведь как в мироздании становление