Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

стало причиной появления всех этих

преходящих имен и способов молитв, поскольку они, постоянно меняясь из-за

стремления эллинов к нововведениям и несоблюдению законов, все никак не

получат своего завершения. Ведь эллины, склонные по природе к новшествам и

торопливые, проникают повсюду, не обладая никакой опорой в себе и не

сохраняя даже то, что они могли бы воспринять от кого-то, но, отбросив

вскоре даже это, они преобразуют все в угоду безостановочному измышлению.

Варвары же, будучи тверды в своих обычаях, и в речах держатся стойко за одно

и то же. Именно поэтому они и любезны богам и обращают к ним слова, радующие

их. Изменять же эти слова никоим образом не положено никакому человеку. Вот

что я отвечаю тебе относительно невыразимых имен, называемых варварскими, но

на самом деле являющихся приличествующими святости.

      (стр.203)

      1. Оставив в стороне это, как ты говоришь, ты хочешь, чтобы тебе было

разъяснено, чем, как полагают египтяне, является первая причина: умом ли или

чем-то превыше ума, и единственная ли она или существует совместно с другой

или с другими, и бестелесна ли она или телесна, и тождественна ли демиургу

или предшествует ему, и из одного ли все или из многого, и знают ли они

материю или первичные телесные качества, и не рождена ли материя или

рождена.

      Так вот, сперва я объясню тебе причину, по которой в книгах древних

толкователей священных текстов приводится множество различающихся между

собой мнений по данному поводу, а у живущих ныне мудрецов рассуждение о

великом попросту не допускается. Стало быть, я говорю, что, поскольку

имеется множество сущностей и они совершенно различны, возможно наличие и

множества их начал,

      (стр.204)

      обладающих неодинаковым порядком и различных в представлении разных

древних жрецов. Все эти начала полностью показал Гермес в двадцати тысячах

книг, как их учел Селевк, или в тридцати шести тысячах пятистах двадцати

пяти, как рассказывает Манефон139. Различные древние авторы,

отбирая разные начала применительно к отдельным сущностям, много раз

толковали их. Нужно найти истину для всех них и растолковать ее тебе по

возможности кратко. Сперва выслушай ответ в отношении того, что ты спросил в

первую очередь.

      2. Превыше истинно сущего и всех начал стоит единый бог, превосходящий

даже первого бога и царя, пребывающий неподвижным в единстве собственной

единичности. Ведь к нему не примешивается ни умопостигаемое, ни что-либо

другое. Наличествует некая парадигма своего собственного прародителя, своего

собственного потомка и единого порождающего бога, истинного блага. Ведь она

является чем-то весьма великим и изначальным, источником всего и основанием

первых существующих мыслимых идей. Благодаря этому единому не нуждающийся в

посторонней помощи бог освещает самого себя, и потому-то он и является

прародителем самого себя и не нуждается в посторонней помощи. Ведь он

--начало и бог богов, единица из единого, предсущность и начало сущности.

Ибо от него -- сущностность и сущность, почему именно он и называется

прародителем сущности. Ведь он сам--предсущее сущее, начало умопостигаемого,

почему он и именуется властителем ума 140. Итак, вот каковы

важнейшие начала всего, которые Гермес ставит превыше эфирных, огненных и

небесных богов, посвятив сто книг исследованию огненных богов, и равное им

число --исследованию эфирных, и тысячу -- небесных.

      (стр.205)

      3. В соответствии с другим порядком он ставит первым бога Эмефа,

повелевающего небесными богами, который, как он утверждает, есть ум,

мыслящий самого себя и обращающий свои мысли на самого себя. Впереди него он

ставит единое, неделимое и, как он говорит, первое воспринятое дитя,

которого и именует Эйктоном. Именно в нем пребывает первое мышление и первое

умопостигаемое, которое и получает поклонение только при посредстве

молчания. Вслед за ними во главе созидания видимых предметов стоят другие

вожди. Ведь творящий ум, покровитель истины и мудрости, приходящий к

становлению и выводящий на свет неявную силу скрытых смыслов, на языке

египтян называется Аммоном, тот, кто не ложно, искусно и истинно созидает

отдельное -- Фта (эллины заменяют