стало причиной появления всех этих
преходящих имен и способов молитв, поскольку они, постоянно меняясь из-за
стремления эллинов к нововведениям и несоблюдению законов, все никак не
получат своего завершения. Ведь эллины, склонные по природе к новшествам и
торопливые, проникают повсюду, не обладая никакой опорой в себе и не
сохраняя даже то, что они могли бы воспринять от кого-то, но, отбросив
вскоре даже это, они преобразуют все в угоду безостановочному измышлению.
Варвары же, будучи тверды в своих обычаях, и в речах держатся стойко за одно
и то же. Именно поэтому они и любезны богам и обращают к ним слова, радующие
их. Изменять же эти слова никоим образом не положено никакому человеку. Вот
что я отвечаю тебе относительно невыразимых имен, называемых варварскими, но
на самом деле являющихся приличествующими святости.
(стр.203)
1. Оставив в стороне это, как ты говоришь, ты хочешь, чтобы тебе было
разъяснено, чем, как полагают египтяне, является первая причина: умом ли или
чем-то превыше ума, и единственная ли она или существует совместно с другой
или с другими, и бестелесна ли она или телесна, и тождественна ли демиургу
или предшествует ему, и из одного ли все или из многого, и знают ли они
материю или первичные телесные качества, и не рождена ли материя или
рождена.
Так вот, сперва я объясню тебе причину, по которой в книгах древних
толкователей священных текстов приводится множество различающихся между
собой мнений по данному поводу, а у живущих ныне мудрецов рассуждение о
великом попросту не допускается. Стало быть, я говорю, что, поскольку
имеется множество сущностей и они совершенно различны, возможно наличие и
множества их начал,
(стр.204)
обладающих неодинаковым порядком и различных в представлении разных
древних жрецов. Все эти начала полностью показал Гермес в двадцати тысячах
книг, как их учел Селевк, или в тридцати шести тысячах пятистах двадцати
пяти, как рассказывает Манефон139. Различные древние авторы,
отбирая разные начала применительно к отдельным сущностям, много раз
толковали их. Нужно найти истину для всех них и растолковать ее тебе по
возможности кратко. Сперва выслушай ответ в отношении того, что ты спросил в
первую очередь.
2. Превыше истинно сущего и всех начал стоит единый бог, превосходящий
даже первого бога и царя, пребывающий неподвижным в единстве собственной
единичности. Ведь к нему не примешивается ни умопостигаемое, ни что-либо
другое. Наличествует некая парадигма своего собственного прародителя, своего
собственного потомка и единого порождающего бога, истинного блага. Ведь она
является чем-то весьма великим и изначальным, источником всего и основанием
первых существующих мыслимых идей. Благодаря этому единому не нуждающийся в
посторонней помощи бог освещает самого себя, и потому-то он и является
прародителем самого себя и не нуждается в посторонней помощи. Ведь он
--начало и бог богов, единица из единого, предсущность и начало сущности.
Ибо от него -- сущностность и сущность, почему именно он и называется
прародителем сущности. Ведь он сам--предсущее сущее, начало умопостигаемого,
почему он и именуется властителем ума 140. Итак, вот каковы
важнейшие начала всего, которые Гермес ставит превыше эфирных, огненных и
небесных богов, посвятив сто книг исследованию огненных богов, и равное им
число --исследованию эфирных, и тысячу -- небесных.
(стр.205)
3. В соответствии с другим порядком он ставит первым бога Эмефа,
повелевающего небесными богами, который, как он утверждает, есть ум,
мыслящий самого себя и обращающий свои мысли на самого себя. Впереди него он
ставит единое, неделимое и, как он говорит, первое воспринятое дитя,
которого и именует Эйктоном. Именно в нем пребывает первое мышление и первое
умопостигаемое, которое и получает поклонение только при посредстве
молчания. Вслед за ними во главе созидания видимых предметов стоят другие
вожди. Ведь творящий ум, покровитель истины и мудрости, приходящий к
становлению и выводящий на свет неявную силу скрытых смыслов, на языке
египтян называется Аммоном, тот, кто не ложно, искусно и истинно созидает
отдельное -- Фта (эллины заменяют