в себе все. Поскольку он соединяет все и уделяет
частицу самого себя всем космическим предметам, то он и являет себя в них; а
поскольку он превосходит все и сам по себе простирается надо всем, то
появляется он как обособленный, отдельный, парящий в воздухе и сам по себе
простирающийся выше космических сил и стихий.
Свидетельствует об этом и следующий символ. Ведь он, словно некая
загадка, говорит о том, что в виде лотоса над илом имеется возвышение,
никоим образом его не касающееся, которое обозначает умное и огненное
руководство. Ведь все части лотоса предстают закругленными: и листья по
внешнему виду, и плоды по форме; это свойственно только круговому движению
ума, обнаруживающему одинаковость, тождественность, упорядоченность и
равномерность. Бог же сам по себе превыше даже подобного
(стр.198)
руководства и действия, досточтимый и святой, находящийся вверху и
пребывающий в себе, и именно это пытается обозначить его положение. Он,
проплывая на корабле, представляет управляющую космосом власть. Итак,
подобно тому, как кормчий, будучи обособленным от судна, управляет его
рулем, так и Солнце, будучи обособленным, управляет кормилами всего космоса.
Далее, подобно тому, как кормчий направляет все сверху, с кормы, привнося от
себя первое, краткое, начало движения, так, значительно раньше даже первых
начал природы бог сверху нераздельно предоставляет первичные причины
движений. Итак, вот какие важнейшие вещи показывает то, что он плывет на
корабле 136.
3. Поскольку всякая частица небес, всякий знак зодиака, всякое небесное
движение и всякое время, в продолжение которого движется космос и все вообще
воспринимает нисходящие от Солнца силы, частью соединяющиеся с
перечисленным, а частью стоящие превыше смешения с ним, то символический
способ знаменования дает представление и о них, обозначая в своих речениях
изменение их формы в зависимости от знаков зодиака и перемену их облика в
зависимости от времени года и показывая неизменное, постоянное, не
оскудевающее, всестороннее и всеобщее, исходящее от Солнца дарование всему
космосу. Однако поскольку разные воспринимающие предметы движутся вокруг
неделимого божественного дарования по-разному и сами приемлют разнородные
силы Солнца в соответствии со своими собственными движениями, то вследствие
этого символическое восприятие стремится единого бога показать при
посредстве множества даруемых им предметов, а его единую силу представить
как многообразие сил. Потому оно и утверждает, что он един и один и тот же,
а замену
(стр.199)
и преобразование его внешнего облика относит на счет воспринимающих его
предметов. Потому-то оно и говорит, что он изменяется в зависимости от
знаков зодиака и от времен года, поскольку эти предметы принимают
разнообразные очертания по отношению к богу в согласии со многими способами
его восприятия. С такими молитвами египтяне обращаются к Солнцу не только
при его непосредственном узрении, но и в более обыденных мольбах, которые
обладают подобным смыслом и возносятся к богу в подобном символическом
таинстве. Именно поэтому было бы бессмысленно выдвигать какие-либо
возражения против них.
4. Вопросы, следующие за рассмотренными, нуждались бы в более детальном
изложении, если бы кто-нибудь вознамерился провести достаточное их
рассмотрение. Тем не менее в ответе на них необходимо каким-то образом
вкратце обрисовать истинное положение вещей. Ведь ты спрашиваешь, к чему
обращены ничего не значащие имена 137. На самом деле они не
являются ничего не значащими в том смысле, как ты это предполагаешь.
Напротив, пусть они будут нам непонятны, и некоторые--а именно те, ответ в
отношении которых мы получили от богов,--даже понятны, все равно для богов
все они значимы, причем не в смысле произнесения и не тем способом, который
обозначается и разъясняется в человеческих видениях, но умно, в согласии с
самим божественным человеческим умом, или беззвучно, или превосходяще и
попросту и в соответствии с умом, пребывающим в единстве с богами. Итак,
необходимо отказаться от всяческих домыслов и логических выводов на
основании божественных имен, точно так