животными ни обособленно, ни соседствуя, ни
материально, ни при помощи
(стр.192)
некоего свойства. Пусть подобное соприкосновение с мантическими
орудиями будет отнесено на счет демонов, причем и тех --совершенно
обособленных, по жребию получивших под свою власть различных животных,
находящихся подле них в подобном начальствовании и не обладающих совершенно
самодостаточной и нематериальной собственной властью. Или же, если
кому-нибудь будет угодно так считать, пусть им будет назначено такое
местопребывание, при посредстве которого они по природе вступают в общение с
людьми и вопрошаются об оракулах. Однако и это местопребывание следует
считать свободным от тел: ведь чистое не образует никакой общности с
противоположным ему. Между тем его соприкосновение с людьми при посредстве
души жертвенного животного имеет некий смысл. Ибо эта самая душа обладает
определенным свойством с людьми вследствие всеобщего родства жизни и с
демонами, поскольку, освободившись от тел, она каким-то образом пребывает
обособленной. Занимая промежуточное положение между теми и другими, она
прислуживает начальствующему и возвещает тем, кто еще пребывает в теле, то,
что предписывает повелитель, и образует для них обоих промежуточное звено
между ними.
4. Следует придерживаться также того мнения, что душа, пользующаяся
подобными оракулами, не только внемлет прорицанию, но и со своей стороны
привносит некий немалый вклад в его действительное осуществление. Ведь она
изменяется вместе с ним, объемлет его и вместе с ним предвидит будущее при
посредстве некоей необходимости сопереживания. Итак, этот метод прорицания
совершенно отличен от божественного и истинного метода и в состоянии
говорить наперед относительно маловажных и преходящих дел, и относительно
подвластного обособленной
(стр.193)
природе, и обо всем том, что уже приходит в становление, переносит
собственные движения на предметы, способные их воспринять, и многими
способами привносит претерпевание в то, что по природе предрасположено к
сопереживанию. Однако при посредстве претерпевания никогда не могло бы
возникнуть совершенного предвидения будущего. Ведь обращаться к будущему
более всего свойственно тому, что само невозмутимо, нематериально и чисто во
всех отношениях, а то, что смешивается с неразумием и мраком телесности и
материальности, исполняется всяческого незнания. Поэтому ни в коей мере не
следует принимать описанное искусственное занятие за прорицание. Не следует
и предаваться ему с величайшим рвением, так же как и нельзя доверять другому
человеку, предающемуся ему и считающему, будто он имеет для себя некое ясное
и понятное доказательство истины. Пусть это будет нами сказано о подобном
способе прорицания.
5. Ну так что же, давай поговорим и об ином роде недоразумений, причина
которого скрыта. Этот род, который, как ты сам говоришь, заключает в себе
угрозы насилия, многообразно разделяется на множество угроз. Ведь угрожают
расколоть небеса, или выдать тайны Изиды, или открыть неизреченное в
непостижимости, или остановить корабль, или предать песни Осириса
Тифону134, или совершить что-то подобное. Весь этот вид слов люди
не возносят, как ты полагаешь, к Солнцу, к Луне или к какому-то небесному
телу (ведь это привело бы к еще более страшному неразумию, чем даже то, на
которое ты досадуешь), но, как я говорил ранее, обращают к некоему роду
отдельных космических сил, неразборчивому и неразумному, который восприемлет
от иного разум и повинуется ему, однако собственным мышлением не обладает и
не различает
(стр.194)
истину и ложь, а также возможное и невозможное. Так вот, когда
произносятся угрозы, этот род разом приходит в движение и выходит за свои
пределы, так что, как я полагаю, он по природе возбуждается видимостью и
обольщает остальное безумной и неустойчивой фантазией.
6. Имеет это и другой сходный смысл. Теург благодаря силе неизреченного
повелевает космическими предметами уже не как человек и не как тот, кто
обладает человеческой душой, но становится выше своей собственной сущности,
как тот, кто до этого был причислен к божественному чину, причем