Впрочем, всякий раз, когда некто
прикоснется к сверхкосмическим теургическим богам (а это случается реже
всего), без сомнения, таким человеком оказывается тот, кто в своем почитании
богов стоит выше как тел, так и материи и объединяется с богами в сверх-
(стр.182)
космической силе. Впрочем, не следует этот путь, который открывается
для отдельного человека, иногда, с трудом и поздно, как вершина жреческого
служения, объявлять обычным для всех людей, точно так же не следует считать
его обычным как для начинающих заниматься теургией, так и для всех тех, кто
находится на середине своего пути в ней. Ведь эти люди так или иначе
облекают в телесную форму заботу о своей святости 126.
21. Я думаю, все жаждущие увидеть теургическую истину могли бы
согласиться с тем, что нельзя отчасти или несовершенно возносить к богам
обращенное к ним благочестие. Однако поскольку перед появлением богов
приходят в движение всяческие силы, которые подчинены самим себе, и всякий
раз, когда те намереваются спуститься на землю, эти силы идут впереди них и
двигаются во главе шествия, то тот, кто не воздает всем им должных почестей
и не приветствует каждое в соответствии с подобающей ему честью, уходит
неудовлетворенным и не получившим божественной причастности, а тот, кто
умилостивил всех, воздал угодные каждому и по возможности наиболее
подходящие почести, всегда пребывает не подверженным опасностям и
случайностям, хорошо подготовив совершенный и целостный прием для
божественного хора. Стало быть, в то время как это обстоит так на самом
деле, необходимо ли способу выполнения священного служения быть простым и
составленным из немногочисленных обрядов или же многообразным, имеющим
отношение ко всему и составленным из всего, как говорится, в космосе
собранного?
Так вот, если бы то, к чему обращаются в заклинаниях, и то, что
приводится в движение в священных действиях, были простыми и принадлежащими
к одному чину, то по
(стр.183)
необходимости простым был бы и способ совершения жертвоприношений. Но
уж если не охватить ничем множество сил, которые пробуждаются при
нисхождении и движении богов, то только теурги, испытав подобное в действии,
имеют точное представление об этом, только они в состоянии понять, каково
завершение жреческой деятельности, и знают, что пропущено, пусть даже его
немного, потому что пропущенное уничтожает весь результат священнослужения,
наподобие того как в музыке, если порвана одна-единственная струна, то вся
она становится негармоничной и несозвучной. Итак, подобно тому как в том
случае, когда речь идет о видимых божественных сошествиях, возникает явный
вред для тех, кто оставил непочтенным кого-то из лучших, точно так же и
когда речь идет об их неявном присутствии в жертвоприношениях, следует
оказывать почести не одному или другому, но так, как это подобает чину
каждого. Тот же, кто отпустил неодаренным кого-либо, разрушает все: он
уничтожил единый всеобщий порядок. Тем самым он не оказал, как мог бы решить
кто-нибудь, не вполне совершенный прием, но вовсе ниспроверг все священное
служение.
22. Так как же, разве высшее в жречестве не восходит к самому
наивластнейшему во всем множестве единому и в нем не совершает одновременное
служение многим сущностям и началам? Конечно, я сказал бы, что это
совершенно верно. Однако подобное состояние наступает позже всего и у весьма
редких людей, и следует быть довольным, если оно появится даже и на закате
жизни. Но нынешнее рассуждение не может служить предписанием для такого
человека--ведь он превыше всякого закона127, и оно создает
подобное законодательство для тех, кто нуждается в некоем божественном
установлении. Итак, согласно
(стр.184)
нашему рассуждению, подобно тому как космос создается путем сведения
многих порядков в единый общий порядок, и свершению жертвоприношений, не
оставляющему ничего в стороне и совершенному, необходимо опираться на весь
порядок лучших. Впрочем, если этот строй является множественным, законченным
и составленным из многих порядков, то, стало быть, и священнодействию
необходимо всячески подражать