(поскольку
рассуждения относительно жертвоприношений по отдельности требуют точного
разграничения того, какое из них относится к какому действию) и
одновременно, на основании вышесказанного--того, какое рассуждение
произведено правильно и может быть распространено в мышлении от единичного
на многое, --будет легко познать и пропущенное. Так вот, я полагал, что
сказать так будет достаточно, потому что, помимо прочего, подобное достойно
божественной чистоты. Однако, поскольку остальным то, что не очевидно,
пожалуй, могло бы внушить недоверие и подозрение, будто указанные
рассуждения не приводят
(стр.175)
в движение мышление и не опираются на способности души к суждению, я
хочу провести немного более подробное рассмотрение и, если это возможно,
присовокупить к уже высказанным доказательствам более понятные.
14. Самое лучшее начало из всех--это то, которое показывает священный
обычай жертвоприношений, опирающийся на порядок следования богов. Итак,
давай с самого начала предположим, что одни боги материальны, а
другие--нематериальны: материальны те, которые содержат в себе материю и
управляют ею, а нематериальны те, которые совершенно обособлены от материи и
превосходят ее. В соответствии со жреческим искусством следует начинать
священнодействия с материальных богов: ведь иначе не могло бы совершиться
восхождение к нематериальным. Так вот, значит, они обладают некоей общностью
с материей в той мере, в какой они руководят ею. Стало быть, те же самые
боги управляют и тем, что связано с материей, например различением, внешним
впечатлением подобия, изменением, возникновением и разрушением всех
материальных тел.
Если бы кто-нибудь хотел осуществлять теургическое почитание таких
богов, то необходимо преподносить им это почитание так, как это им
свойственно по природе и как положено изначально, а именно --поскольку они
связаны с материей --являющееся материальным. Ведь тем самым мы, пожалуй,
могли бы всячески приспособиться ко всем ним и в своем почитании преподнести
им подобающее родство. Итак, что касается жертвоприношений, то этим богам
подходят мертвые тела, лишенные жизни, заклание жертвенных животных,
использование их тел, всяческое изменение и разрушение и вообще
преобразование первичной материи, причем подобает это им не из-за них
(стр.176)
самих, а из-за материи, которой они управляют. Ведь даже если они
обособлены от нее так, как это только возможно, все равно они присутствуют в
ней. Даже если они стоят выше ее в своей нематериальной силе, они все равно
сосуществуют с ней. Управляемое не чуждо управляющему, а
упорядочиваемое--упорядочивающему, и использующему не может быть
неподходящим то, что способствует ему, будучи орудием. Именно потому
подносить нематериальным богам материю в качестве жертвы несообразно, а всем
материальным--в высшей степени подобает.
15. Далее, давай рассмотрим после этого в согласии с ранее высказанным
наше собственное положение. Ведь иногда мы полностью становимся душой,
оказываемся вне тела и, воспарив умом, пребываем наверху вместе со всеми
нематериальными богами. Иногда же мы, в свою очередь, закованы в телесную
оболочку, подчиняемся материи и имеем телесный облик. Итак, опять налицо два
способа богослужения: один простой, бестелесный и свободный от всякого
становления --это тот, который свойствен чистым душам, а другой, подобающий
отягощенным телами и всяческой связанной с материей деятельностью,-- это
тот, который подходит для душ, не чистых и не свободных от всяческого
становления. Итак, я полагаю, что все виды жертвоприношений делятся на два
разряда: одни, исходящие от всецело очистившихся людей,--это те, которые
совершаются очень редко, одним, как говорит Гераклит, или немногими людьми,
которых легко перечислить, а другие, материальные, телесные и состоящие в
изменении,-- это те, которые подходят людям, еще сдерживаемым телом. Поэтому
если кто-нибудь не будет допускать для городов и народов, несвободных от
связанной со становлением участи и опирающейся на тела общности, подобного
способа
(стр.177)
религиозного