Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

неверно и то, что приходящее взамен истекающего из них соразмерно

насыщает их, чтобы ни избыток не возобладал, ни недостаток не возник, но

существовали всецелое равенство и одинаковая однородность демонических тел.

      Ведь, конечно, не может быть, чтобы демиург предложил всем живым

существам на суше и в море обильное и готовое пропитание, а для тех, кто

превыше нас, предусмотрел бы его недостаток. Невозможно и то, что он

предоставил бы остальным живым существам ежедневно доставляемое собственными

силами изобилие съестных припасов, а демонам определил бы пропитание

случайное и исходящее от нас, людей. Похоже, если бы мы из-за своей

праздности или под каким-то другим предлогом пренебрегли подобным

подношением, то тела демонов оказались бы нуждающимися и были бы причастны

несоразмерности и беспорядку.

      Стало быть, разве утверждающие это не нарушают весь существующий

порядок, чтобы причислить нас к более прекрасному чину и представить более

могучими? Ведь если они делают нас кормильцами и восполнителями для демонов,

то мы оказываемся более значимыми, чем демоны. Ибо каждый предмет получает

пищу и пропитание от того, от чего он произошел. Это можно было бы, пожалуй,

наблюдать даже в видимом становлении. Можно созерцать это и в космическом;

ведь земное питается от небесного.

      (стр.173)

      В особенности же это оказывается ясным применительно к невидимым

причинам. Ибо душа приводится к совершенству умом, природа --душой и

остальное точно так же получает пропитание от своих причин. Если же нам

невозможно быть первопричинами демонов, то точно так же мы не будем и

причинами их питания.

      11. Я лично полагаю, что нынешний вопрос ошибочен и в другом. Ведь он

не учитывает, что принесение жертв при посредстве огня является скорее

расточающим и разрушающим материю, уподобляющим ее себе, но само не

уподобляющимся материи, восходящим к божественному, небесному и

нематериальному огню, но не пребывающим в отягощении внизу, подле материи и

становления. Ведь если бы некое привлекающее при посредстве восходящих от

материи испарений вкушение было приятным свойством материи, то материи

надлежало бы пребывать нетронутой, ибо таким образом более сильное исходящее

от нее истечение воздействовало бы на воспринимающих его. На самом же деле

она вся сгорает, уничтожается и превращается в чистоту и тонкость огня. Само

по себе это является очевидным признаком противоположного тому, что ты

говоришь. Ведь лучшие роды, которым приятно истребление материи в огне,

бесстрастны и нас делают бесстрастными. Те наши части, которые уподобляются

богам сходно с тем, как и огонь делает все прочное и устойчивое подобным

светящимся тонким телам, возводят нас при посредстве жертв и жертвенного

огня к божественному огню богов точно так же, как и огненное восхождение,

обращающееся к огню и возвышающее неизменное и устойчивое до божественного и

небесного 123.

      12. Ведь, говоря попросту, вовсе не благодаря материи, и не благодаря

стихиям, и не благодаря какому-то другому

      (стр.174)

      известному нам телу существует прислуживающая демонам, имеющая облик

тела колесница 124. Итак, какое восполнение могло бы возникнуть

благодаря одной сущности для другой? Или же какое вкушение от чуждого может

присоединиться к чуждому? Конечно, никакое --напротив, значительно

вероятнее, что подобно тому как боги громовым огнем рассекают материю,

отделяют от нее то, что по сущности нематериально, но подчинено ей и сковано

ею, и делают бесстрастным подверженное страстям, точно так же и наш огонь,

подражая божественному огню, в своем действии разрушает все материальное в

жертвах и очищает предаваемое огню и освобождает от материальных оков,

делает восприимчивым к божественной общности благодаря чистоте природы и тем

же самым способом освобождает и нас от оков становления, уподобляет богам,

делает склонными к дружбе с ними и превращает нашу материальную природу в

нематериальную.

      13. Опровергнув таким образом неправильные представления относительно

жертвоприношений в общем, мы вместо них выдвинули истинные соображения. Что

же касается каждого вида жертвоприношений по отдельности