вместе
с жертвоприношениями не в качестве таковой, а в качестве природной,
находящейся во власти материи и объемлемой телами, и она естественным
образом пробуждается и прекращает свое действие одновременно с ними, как это
и существует в природе. Следовательно, если нечто подобное присутствует в
жертвоприношениях
(стр.170)
в качестве сопутствующей причины, имеющей тот же смысл, что и то, чему
она небеспричастна, то в таком случае оно должно приходить в соприкосновение
с предшествующими причинами.
9. Итак, лучше выставлять в качестве причины дружбу, родство и связь
творящих с творимым и рождающих с рождаемым. Стало быть, всякий раз, когда
при наличии этого общего начала мы возьмем некое животное или нечто
произрастающее на земле и в несмешанности и чистоте сохраняющее воление
творца, тогда при его посредстве мы как подобает приводим в действие в
чистоте обращенную к нему демиургическую причину. Поскольку этих причин
множество и они отчасти находятся в непосредственном соприкосновении, каковы
демонические причины, а отчасти каким-то образом располагаются выше
последних, каковы божественные причины, но предводительствует еще более
важная, чем даже эти, единая причина, то все эти причины приводятся в
действие совершенным жертвоприношением. Каждая причина при этом действует в
соответствии с тем положением, которое она занимает. Если же какая-то
причина окажется несовершенной, то она достигнет некоего предела, дальше
которого она продвинуться не в состоянии.
Именно поэтому многие полагают, что жертвы приносятся благим демонам,
многие --что высшим силам богов, многие-- что космическим или земным силам
демонов или богов, и при этом отчасти правильно излагают то, что относится к
ним, но не знают всего об этой самой силе, как и всех тех благ, которые
простираются во всем божественном.
10. Мы принимаем все: и природные причины, одновременно начинающие
действовать, словно в едином живом
(стр.171)
существе, в результате склонности, сопереживания или взаимного
отвращения,-- как некоторым образом подчиненные, сопутствующие и
прислуживающие причины совершения жертвоприношений; и те, что связаны с
демонами и с земными или с космическими божественными силами,-- как
первичные, но приближающиеся к нашему положению. Однако мы утверждаем, что
наисовершеннейшие и самые важные причины созидания в жертвоприношениях имеют
отношение к наисовершеннейшим демиургическим силам. Поскольку они объемлют в
себе все когда-либо существовавшие причины, мы говорим, что вместе с ними
одновременно и разом приходят в движение и все когда-либо существовавшие
демиургические причины 122, а благодаря всем им возникает общая
польза для всего становления. Эти причины при помощи своего независтливого
желания предоставляют блага городам и народам, разнообразным племенам, более
или менее крупным областям, а иногда домам или даже отдельному человеку. При
этом благодетельствующие выполняют распределение благ не на основании
страсти, а при помощи бесстрастного ума в согласии с близостью и родством
принимают решение, каким образом следует их предоставлять, и дружба,
связующая все, создает это единение при посредстве некоей неизреченной
общности.
Ведь это значительно правильнее и более соответствует сущности и силе
богов, нежели то, что ты предполагаешь, а именно что боги более всего
привлекаются при жертвоприношениях испарениями от живых существ. Ведь если
демонов, может быть, и окружает некое тело, которое, как полагают некоторые,
получает свое пропитание от жертвоприношений, то и оно невозмутимо и
бесстрастно, блистательно и ни в чем не испытывает недостатка, так что не
(стр.172)
происходит никакого истечения из него и оно само не нуждается ни в
каком внешнем притоке. Следовательно, даже если бы кто-нибудь придерживался
подобного мнения, то, в то время как космос и воздух в нем содержат
исходящее от земных предметов неисчерпаемое испарение и подобный поток
распространен на равных основаниях повсюду, какая могла бы быть
дополнительная польза от жертвоприношений для демонов? Впрочем, в равной
мере