Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

вместе

с жертвоприношениями не в качестве таковой, а в качестве природной,

находящейся во власти материи и объемлемой телами, и она естественным

образом пробуждается и прекращает свое действие одновременно с ними, как это

и существует в природе. Следовательно, если нечто подобное присутствует в

жертвоприношениях

      (стр.170)

      в качестве сопутствующей причины, имеющей тот же смысл, что и то, чему

она небеспричастна, то в таком случае оно должно приходить в соприкосновение

с предшествующими причинами.

      9. Итак, лучше выставлять в качестве причины дружбу, родство и связь

творящих с творимым и рождающих с рождаемым. Стало быть, всякий раз, когда

при наличии этого общего начала мы возьмем некое животное или нечто

произрастающее на земле и в несмешанности и чистоте сохраняющее воление

творца, тогда при его посредстве мы как подобает приводим в действие в

чистоте обращенную к нему демиургическую причину. Поскольку этих причин

множество и они отчасти находятся в непосредственном соприкосновении, каковы

демонические причины, а отчасти каким-то образом располагаются выше

последних, каковы божественные причины, но предводительствует еще более

важная, чем даже эти, единая причина, то все эти причины приводятся в

действие совершенным жертвоприношением. Каждая причина при этом действует в

соответствии с тем положением, которое она занимает. Если же какая-то

причина окажется несовершенной, то она достигнет некоего предела, дальше

которого она продвинуться не в состоянии.

      Именно поэтому многие полагают, что жертвы приносятся благим демонам,

многие --что высшим силам богов, многие-- что космическим или земным силам

демонов или богов, и при этом отчасти правильно излагают то, что относится к

ним, но не знают всего об этой самой силе, как и всех тех благ, которые

простираются во всем божественном.

      10. Мы принимаем все: и природные причины, одновременно начинающие

действовать, словно в едином живом

      (стр.171)

      существе, в результате склонности, сопереживания или взаимного

отвращения,-- как некоторым образом подчиненные, сопутствующие и

прислуживающие причины совершения жертвоприношений; и те, что связаны с

демонами и с земными или с космическими божественными силами,-- как

первичные, но приближающиеся к нашему положению. Однако мы утверждаем, что

наисовершеннейшие и самые важные причины созидания в жертвоприношениях имеют

отношение к наисовершеннейшим демиургическим силам. Поскольку они объемлют в

себе все когда-либо существовавшие причины, мы говорим, что вместе с ними

одновременно и разом приходят в движение и все когда-либо существовавшие

демиургические причины 122, а благодаря всем им возникает общая

польза для всего становления. Эти причины при помощи своего независтливого

желания предоставляют блага городам и народам, разнообразным племенам, более

или менее крупным областям, а иногда домам или даже отдельному человеку. При

этом благодетельствующие выполняют распределение благ не на основании

страсти, а при помощи бесстрастного ума в согласии с близостью и родством

принимают решение, каким образом следует их предоставлять, и дружба,

связующая все, создает это единение при посредстве некоей неизреченной

общности.

      Ведь это значительно правильнее и более соответствует сущности и силе

богов, нежели то, что ты предполагаешь, а именно что боги более всего

привлекаются при жертвоприношениях испарениями от живых существ. Ведь если

демонов, может быть, и окружает некое тело, которое, как полагают некоторые,

получает свое пропитание от жертвоприношений, то и оно невозмутимо и

бесстрастно, блистательно и ни в чем не испытывает недостатка, так что не

      (стр.172)

      происходит никакого истечения из него и оно само не нуждается ни в

каком внешнем притоке. Следовательно, даже если бы кто-нибудь придерживался

подобного мнения, то, в то время как космос и воздух в нем содержат

исходящее от земных предметов неисчерпаемое испарение и подобный поток

распространен на равных основаниях повсюду, какая могла бы быть

дополнительная польза от жертвоприношений для демонов? Впрочем, в равной

мере