Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

уме и бесстрастный, не говоря уже о ком-то из лучших.

Впрочем, это будет изложено немного позднее, а сейчас, когда это

противоречие рассмотрено с точки зрения множества способов его опровержения,

давайте прекратим здесь рассуждать о первом сомнении.

      5. Что же касается более важного вопроса, относящегося к более важным

предметам, который ты задаешь, то каким образом я мог бы кратко и как

следует ответить на него, если он требует трудного и длинного объяснения?

Однако я буду говорить и ни в коей мере не отступлю от первоначального

замысла. А ты попытайся следовать за вкратце намечаемыми и лишь иногда

связанными с пояснениями рассуждениями. Так вот, я излагаю тебе свое

представление о жертвоприношениях, а именно--что ни в коей мере не следует

допускать их только в знак уважения, так, словно мы оказываем внимание

благодетелям, или в качестве залога договоренности о милостях, на основании

которого боги воздают нам благами, или ради получения лучшей доли, или

воздаяния неких даров, взамен которых боги предоставляют нам частицу более

важных даров. Ведь все

      (стр168)

      это существует лишь в обычной жизни, предназначено для людей, взято из

представлений об общепринятом управлении и никоим образом не имеет отношения

к совершенному превосходству богов и их чина в качестве обособленных причин.

      6. Что же касается важнейшей деятельности по принесению жертв и того,

почему она дает такие результаты, что без них не происходят ни прекращение

мора, голода или неурожая, ни прошения о дождях, ни даже более важные, чем

эти, действия, а именно все те, которые способствуют очищению души, ее

совершенствованию или избавлению от становления, так вот этого-то вовсе и не

проясняют подобные представления о жертвоприношениях. Таким образом, их

невозможно было бы, по справедливости, одобрить, поскольку они неправильно

оценивают причину совершающихся при жертвоприношениях действий,-- напротив,

если все действительно обстоит так, как утверждается, то, пожалуй, можно

было бы представить их себе лишь в качестве причин последующих и вторичным

образом связанных с первыми и важнейшими 119.

      7. Стало быть, рассуждение требует объяснения того, каким образом

жертвоприношения обладают способностью совершать некоторые действия и

находиться в соприкосновении с богами--предшествующими причинами

происходящего. Если мы говорим, что в едином всеобщем живом существе,

повсюду обладающем одной и той же единой жизнью, общность сходных сил,

разделенность противоположных или некая предрасположенность действующего к

претерпевающему вместе приводят в движение сходное и близкое и тем самым в

соответствии с единым сопереживанием распространяются даже среди того, что

далее всего расположено, так, словно оно находится ближе

      (стр169)

      всего, то таким образом высказывается некое истинное предположение, по

необходимости имеющее отношение к жертвоприношениям, однако истинный-то

метод жертвоприношений, конечно, не проясняется. Ведь сущность богов не

заключается в природе, природных необходимостях и в том, чтобы пробуждаться

вместе с природными претерпеваниями или вместе с пронизывающими всю природу

силами,-- напротив, она сама по себе определена вне их, не имея с ними

ничего общего ни в сущности, ни в возможности, ни в каком бы то ни было ином

отношении.

      8. Те же самые недоразумения возникают также, если некоторые из нас

выставляют в качестве причины подобного действия числа так, словно применяют

к крокодилу число шестьдесят как родственное Солнцу 120, или

природные смыслы, такие как силы и действия животных, например собаки,

собакоголовой обезьяны и землеройки, имеющие общность в отношении Луны, или

материальные образы (как они наблюдаются у священных животных применительно

к цвету их кожи и ко всяческим телесным формам), или что-то иное, связанное

с телами животных или с остальными каким бы то ни было образом приносимыми в

жертву предметами, или же считают причинами действия в жертвоприношениях

мелодию (как в отношении сердца петуха) или что-то другое, наблюдающееся в

природе121. Ведь и в этом не проявляется никакой

сверхъестественной божественной причины и причина приходит в действие