тел, вовсе не составляет
(стр.165)
никакой трудности, если его правильно понимать. Ибо в действительности
служители богов . воздерживаются от одушевленного отнюдь не для того, чтобы
боги не были осквернены испарениями от живых существ. Ибо какое, пусть даже
телесное, испарение могло бы приблизиться к ним, когда они, прежде чем
что-либо связанное с материей коснется их силы, незаметно устраняют эту
самую материю? Это происходит не потому, что их сила уничтожает все и
истребляет тела без приближения к ним,-- напротив, в частности небесное тело
не смешано ни с какими материальными стихиями и само не могло бы ни
воспринять ничего из внешнего, ни предоставить чуждому никакой частицы
самого себя. Итак, каким же образом какое-то земное испарение, которое, не
поднявшись от земли и на пять стадий, опять опускается на землю, могло бы
приблизиться к небесам, питать движущееся по кругу нематериальное тело и
вообще создавать в нем что-либо, будь то осквернение, будь то какое бы то ни
было иное претерпевание?
Ведь считается общепризнанным, что эфирное тело пребывает вне всякого
противостояния, свободно от всякой изменчивости, совершенно чисто от
возможности превратиться во что бы то ни было и вовсе не подвластно
тяготениям как к центру, так и от центра 118, поскольку оно или
совсем не движется, или перемещается по кругу. Итак, для тел, составленных
из различных сил и движений, изменяющихся всеми возможными способами,
движущихся вверх или вниз, невозможна никакая общность природы, силы или
испарения, которая приходил; бы в соприкосновение с небесными телами, и
потому они не будут никак действовать на последние, которые от них
совершенно обособлены. Ведь те, будучи нерожденными, не имеют никакой
(стр.166)
возможности воспринять в себя изменчивость возникающего. Так неужели
подобными испарениями оскверняется божественное, которое, если можно так
сказать, внезапно и разом устраняет испарения как всей материи, так и
материальных тел?
Итак, подобного предположения придерживаться не cледует. Значительно
правильнее иметь в виду, что для нас и для нашей природы подобное чуждо.
Ведь обособленное в отдельном и материальное может иметь некую взаимную
общность действия и претерпевания с материальным и вообще подобное по
природе--с подобным. Что же касается наличествующего в соответствии с
разными сущностями и всего того, что возвышается во всех отношениях и
пользуется разными природами и силами, то подобные предметы не в состоянии
ни воздействовать друг на друга, ни воспринимать что бы то ни было друг от
друга. Итак, исходящее от материального осквернение соответствует тому, что
содержится в материальном теле, и очищение от него необходимо всем тем, кто
в состоянии оскверниться материей. Что же касается вообще не связанного с
делимой природой и не владеющего способностью к восприятию исходящих от
материи страстей, то каким же образом подобное могло бы оскверниться
материальными предметами? Каким образом может оказаться запятнанным
вследствие моих претерпеваний или претерпеваний другого человека
божественное, которое не имеет ничего общего с нами, всецело превосходя
человеческую слабость?
Таким образом, для богов не важно ни то, что мы насыщаемся
материальными телами (ведь это вовсе не направлено против них и они не
оскверняются из-за нашего позора, ибо являются совершенно незапятнанными и
нетронутыми), ни то, что вокруг Земли возносятся какие-то
(стр.167)
материальные испарения тел. Ведь они находятся дальше всего от их
сущности и силы.
Следовательно, вся эта гипотеза о противоречии совершенно разрушена,
поскольку ни одна его часть не существует применительно к богам. Ведь каким
образом могло бы заключать в себе разногласие то, чего вовсе не существует?
Стало быть, ты зря выдвигаешь подобные предположения, поскольку они
неуместны, и привносишь недостойные богов сомнения, которые невозможно было
бы разумным образом помыслить даже в отношении благих людей. Ведь
соблазнения воскурением паров никогда не допустил бы для себя никакой
человек в здравом