дурные цели. Это
действие приходит в движение в согласии по причине сходства и совершенно
противоположным страстям образом, а вот этот человек уже по своему
предварительному замыслу может привлекать дарованное против справедливости к
совершению дурных дел. Этот дар в согласии с единой гармонией космоса
заставляет приводить в соприкосновение то, что расположено на самом большом
расстоянии. И если
кто-нибудь, обнаружив это, попытался бы бесчестно притягивать одни
частицы мироздания к другим, то на самом деле не причины подобного, а
человеческая дерзость и пренебрежение космическим порядком искажали бы
красоту и законность. Стало быть, вовсе и не боги совершают то, что
почитается дурным, а исходящие от них природы и тела. Впрочем, и последние
не привносят от себя никакой неправильности так, как это считается, но в
действительности посылают сущему на Земле собственные истечения ради
спасения всего вместе, а уже те, кто их воспринимает, преобразуют при помощи
собственного вмешательства и искажения и переносят эти истечения, посланные
для одного, на иное. Тем самым доказано, что божественное вовсе не выступает
в качестве причины дурных и беззаконных действий.
(стр.160)
11. После этого ты недоуменно спрашиваешь, почему боги обыкновенно не
повинуются тому, кто совершает заклинания, не будучи чистым вследствие
любовных утех, а сами не опасаются склонять к противозаконным любовным
утехам встречных людей. Это недоразумение имеет ясное разрешение на основе
ранее высказанных положений. Если описанное происходит помимо законов, то --
в согласии с иной, превосходящей законы причиной и порядком, или же--если
подобное случается в согласии с гармонией и дружбой в целом космосе, то
применительно к его частям -- как некое не вызывающее добрых чувств соитие,
или же -- когда дарование прекрасного, предоставляемого правильным образом,
превращается теми, кто получил этот дар, в свою противоположность.
12. Впрочем, нужно провести исследование самих этих предметов и того,
как они возникают и какой смысл имеют. Так вот, следует иметь в виду, что
мироздание является единым живым существом ™. Его части разнятся по своему
местоположению, но вследствие единой природы стремятся друг к другу.
Всеобщее соединяющее начало и основание для смешения по самой природе влекут
части к соединению между собой. Но и при посредстве искусства они могут
побуждаться и устремляться к этому более чем следует. Итак, это стремление
само по себе, как и то в нем, что касается всего космоса, есть благо,
причина изобилия и то, что связует общность, соединение и соразмерность, оно
вкладывает во всякое единение нерасторжимое начало любви, удерживающее от
распадения и сущее и возникающее. У частей же из-за их обособленности друг
от друга и от всего вместе, а также поскольку по своей собственной природе
они несовершенны, недостаточны v, слабы, оно созидает взаимное влечение в
сочетании со страстью. Именно
(стр.161)
вследствие этого большинству частей свойственно и вожделение, и
соответственное влечение.
Так вот, искусство, заметив, что это самое начало распространяется в
природе и разделяется в отношении ее таким образом, и само многими способами
различаясь по природе, многочисленными путями извращает и искажает его.
Искусство обращает то, что упорядочено в себе, к беспорядку, красоту и
соразмерность образов насыщает несоразмерностью и бесформенностью и
превращает для отдельного сродственное священное завершение в иное единение,
в неподобающую всеобщую полноту, которая каким-то образом составляется из
различающегося на основании страсти. Оно привносит от себя материю, которая
соответствует всему становлению прекрасного, или не приемля прекрасное
вообще, или преобразуя его в другое. Оно смешивает многие разнородные
природные силы, благодаря которым и направляет слияния в становлении так,
как ему захочется. Итак, всеми этими рассуждениями мы доказываем, что
подобное состояние соития в любовных утехах возникает как результат некоего
человеческого искусства, а не какой-либо демонической или божественной
необходимости.
13. На самом деле нужно провести исследование также в соответствии