Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

причинность приводит к возникновению

многообразных зол. Ведь если мы только что правильно говорили о призраках и

дурных демонах, подражающих присутствию

      (стр.157)

      богов и благих демонов, то, разумеется, в этом случае с очевидностью

каким-то образом проявляет себя то же самое пребывающее во множестве

злонамеренное племя, в связи с которым обыкновенно и возникает подобное

противоречие. Ведь оно изображает, что служитель справедлив, поскольку тот

делает вид, будто принадлежит к божественному роду. Содействует же оно

беззаконным поступкам, поскольку дурно по своей природе. Стало быть, пусть

будет существовать одно и то же рассуждение относительно лжи и истины, блага

и зла. Следовательно, точно так же, как при прорицании мы приписывали богам

свойство говорить только истину и замечали, что ложь, высказываемая в

пророчествах, возникает из-за другого причинствующего рода --демонического,

и в отношении законных и беззаконных действий на счет богов и благих демонов

следует относить лишь прекрасное и законное, а беззаконное и безобразное

считать совершаемыми дурными по природе демонами. Далее, то, что всецело

согласно и созвучно самому себе и всегда находится по отношению к себе в

одном и том же положении, соответствует лучшим родам, а то, что

противоречиво, несозвучно и непостоянно, более всего свойственно

демонической расчлененности, и нет ничего удивительного, если в ее рамках

возникает враждующее между собой; напротив, пожалуй, было бы удивительнее,

если бы это не было так.

      8. Далее, если, в свою очередь, принять другую гипотезу, то мы не

считаем телесные части мироздания ни бездеятельными, ни беспричастными

силе--напротив, мы утверждаем, что насколько совершенством, красотой и

величиной они превосходят наши тела, настолько и большая сила им присуща.

Так вот, они сами по себе обладают властью в отношении других тел и

совершают какие-то

      (стр.158)

      разнообразные действия. Конечно, они в состоянии сделать много большее

друг для друга. Разумеется, и частей касается некое исходящее от всего

созидание, однокачеавенное вследствие подобия сил и многообразное вследствие

приспособления действующего к претерпевающему. Следовательно, из-за телесной

необходимости случается нечто дурное и пагубное для частей, поскольку то,

что является спасительным и благим для всего вместе и для гармонии

мироздания, влечет за собой некое необходимое повреждение частей или из-за

невозможности для них вынести действие целого, или из-за какого-то иного

соединения и слияния с их собственной слабостью, или из-за несоразмерности

частей между собой.

      9. Вслед за телом мироздания из его природы возникает многое. Ведь

согласие подобного и противоположность неподобного создают немало вещей.

Далее, слияние многого в единую жизнь мироздания и космические силы, сколько

бы их ни было и каковы бы они ни были, одним образом действуют, попросту

говоря, на все вместе и другим -- на части из-за особой слабости последних.

Так, например, дружба, любовь и вражда всего в мироздании пребывают в виде

действий, а в том, что причастно отдельному, становятся претерпеваниями

115. То, что в природе всего вместе предустановлено в чистых

образах и смыслах, когда речь заходит об отдельном, принимает участие в

некоей материальной недостаточности и бесформенности. Соединенное между

собой во всем вместе в частях пребывает в разладе. Точно так же и во всех

отношениях то отдельное, которое участвует в прекрасном, совершенном и целом

вместе с материей, уклоняется от них. Некоторые части даже разрушаются ради

сохранения составленного в согласии с природой всего вместе. А иногда части

притесняются

      (стр.159)

      и обременяются, хотя все вместе, поскольку образуется благодаря самому

такому притеснению, пребывает невозмутимым.

      10. Итак, давай сделаем выводы о том, что получается в результате

такого рассмотрения. Если кто-то из совершающих заклинания использует

природные или телесные силы мироздания, то происходит дарование не имеющего

в виду дурного действия, не причастного испорченности. Однако тот, кто его

использует, может обратить этот дар на противоположные,