внимание на мельчайшее, то и
пытаемся исследовать наличные предметы и обыденную жизнь для определения
того, какова она и каким образом происходит. Напротив, те, кто превосходят
нас, знают всю жизнь души и все ее предшествующие жизни, и если в
действительности оказывают какую-то помощь на основании просьбы совершающих
заклинания, то предоставляют ее не без праведного суда, а имея в виду
прегрешения душ страждущих в прошлых жизнях. Люди же, не ведая об этих
прегрешениях, полагают, будто они несправедливо попадают во власть
случайностей, от которых и страдают114.
5. И в отношении промысла обыкновенно пребывает в недоумении по тому же
самому вопросу большинство людей--все те, кто страдает без вины, не совершив
до этого никакого преступления. Ведь и они не в состоянии понять, находясь
здесь, что такое душа, и какой совокупной
(стр.155)
жизнью она обладает, и сколько прегрешений она допустила в
предшествующих жизнях, и что, следовательно, если она страдает, то за
совершенное прежде. Кроме того, многие преступления скрыты от человеческого
разумения, а богам известны, поскольку они предполагают для справедливости
не то же самое соблюдение, что у людей. Последние определяют собственную
свободу действий для души и установленный в соответствии с действующими
законами и властвующим государственным устройством порядок заслуженного
возмездия как справедливость, а боги, конечно же, выносят суждение о
законных поступках, обращая внимание на совокупное устройство космоса и на
родство душ с богами. Именно потому истолкование законного происходит у
богов одним образом и другим--у нас, и я не был бы удивлен, если бы мы по
большей части не понимали высшего и наисовершеннейшего истолкования лучших.
Что же препятствует тому, чтобы справедливость воспринималась каждым
самостоятельно и совершенно по-разному, невзирая на все родство душ с
богами? Ведь если действительно природа, одинаковая и для душ, пребывающих в
телах, и для свободных от тел, вступает в некое тождественное слияние с
жизнью космоса и в общий порядок с ним, то необходимо требовать от всего
назначения справедливой кары, и, особенно, если бы величина ранее имевшихся
в одном случае преступлений превосходила возмездие, произведенное одним
соответствующим проступкам наказанием. Если бы кто-нибудь дополнительно
выдвинул и другие определения, в соответствии с которыми он доказал бы, что
справедливые с точки зрения богов действия представляют собой нечто иное,
нежели то, что установлено у нас, то и на основании этих определений у нас
открылся
(стр.156)
бы путь к высказанному ранее. Однако для разъяснения целостного и
всеохватного рода исцеления при помощи справедливых наказаний мне достаточно
ранее названных принципов.
6. Однако, для того чтобы со всех возможных сторон высказать возражения
в ответ на ныне обсуждаемое предположение, допустим, если хочешь,
противоположное уже установленному нами, а именно --будто нечто
противозаконное совершается в числе действий, связанных с заклинаниями.
Впрочем, само собой разумеется, что причиной этого не следует объявлять
богов. Ведь благие являются причиной благих предметов, а во всяческом зле
неповинны. Боги же по своей сущности обладают благом и, следовательно, не
совершают ничего несправедливого. И, значит, необходимо отыскивать причины
происходящего не так. Если мы даже и окажемся не в состоянии найти их, то не
следует упускать из виду истинное представление о богах; не нужно и из-за
разногласий, если и поскольку они возникают, отстраняться от истинного и
ясного представления последних. Ведь значительно лучше признать свое
непонимание и бессмысленность силы, при посредстве которой совершается
несправедливое, нежели согласиться с не-|коей неприемлемой ложью о богах,
относительно которой все, как эллины, так и варвары, справедливо
придерживаются противоположного мнения.
7. Итак, вот каково истинное положение дел. Впрочем, нужно
присовокупить и то, сколько имеется причин для иногда случающегося
возникновения дурных действий и каковы они. Ведь их вид является
неоднородным. Многообразная