Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

внимание на мельчайшее, то и

пытаемся исследовать наличные предметы и обыденную жизнь для определения

того, какова она и каким образом происходит. Напротив, те, кто превосходят

нас, знают всю жизнь души и все ее предшествующие жизни, и если в

действительности оказывают какую-то помощь на основании просьбы совершающих

заклинания, то предоставляют ее не без праведного суда, а имея в виду

прегрешения душ страждущих в прошлых жизнях. Люди же, не ведая об этих

прегрешениях, полагают, будто они несправедливо попадают во власть

случайностей, от которых и страдают114.

      5. И в отношении промысла обыкновенно пребывает в недоумении по тому же

самому вопросу большинство людей--все те, кто страдает без вины, не совершив

до этого никакого преступления. Ведь и они не в состоянии понять, находясь

здесь, что такое душа, и какой совокупной

      (стр.155)

      жизнью она обладает, и сколько прегрешений она допустила в

предшествующих жизнях, и что, следовательно, если она страдает, то за

совершенное прежде. Кроме того, многие преступления скрыты от человеческого

разумения, а богам известны, поскольку они предполагают для справедливости

не то же самое соблюдение, что у людей. Последние определяют собственную

свободу действий для души и установленный в соответствии с действующими

законами и властвующим государственным устройством порядок заслуженного

возмездия как справедливость, а боги, конечно же, выносят суждение о

законных поступках, обращая внимание на совокупное устройство космоса и на

родство душ с богами. Именно потому истолкование законного происходит у

богов одним образом и другим--у нас, и я не был бы удивлен, если бы мы по

большей части не понимали высшего и наисовершеннейшего истолкования лучших.

      Что же препятствует тому, чтобы справедливость воспринималась каждым

самостоятельно и совершенно по-разному, невзирая на все родство душ с

богами? Ведь если действительно природа, одинаковая и для душ, пребывающих в

телах, и для свободных от тел, вступает в некое тождественное слияние с

жизнью космоса и в общий порядок с ним, то необходимо требовать от всего

назначения справедливой кары, и, особенно, если бы величина ранее имевшихся

в одном случае преступлений превосходила возмездие, произведенное одним

соответствующим проступкам наказанием. Если бы кто-нибудь дополнительно

выдвинул и другие определения, в соответствии с которыми он доказал бы, что

справедливые с точки зрения богов действия представляют собой нечто иное,

нежели то, что установлено у нас, то и на основании этих определений у нас

открылся

      (стр.156)

      бы путь к высказанному ранее. Однако для разъяснения целостного и

всеохватного рода исцеления при помощи справедливых наказаний мне достаточно

ранее названных принципов.

      6. Однако, для того чтобы со всех возможных сторон высказать возражения

в ответ на ныне обсуждаемое предположение, допустим, если хочешь,

противоположное уже установленному нами, а именно --будто нечто

противозаконное совершается в числе действий, связанных с заклинаниями.

Впрочем, само собой разумеется, что причиной этого не следует объявлять

богов. Ведь благие являются причиной благих предметов, а во всяческом зле

неповинны. Боги же по своей сущности обладают благом и, следовательно, не

совершают ничего несправедливого. И, значит, необходимо отыскивать причины

происходящего не так. Если мы даже и окажемся не в состоянии найти их, то не

следует упускать из виду истинное представление о богах; не нужно и из-за

разногласий, если и поскольку они возникают, отстраняться от истинного и

ясного представления последних. Ведь значительно лучше признать свое

непонимание и бессмысленность силы, при посредстве которой совершается

несправедливое, нежели согласиться с не-|коей неприемлемой ложью о богах,

относительно которой все, как эллины, так и варвары, справедливо

придерживаются противоположного мнения.

      7. Итак, вот каково истинное положение дел. Впрочем, нужно

присовокупить и то, сколько имеется причин для иногда случающегося

возникновения дурных действий и каковы они. Ведь их вид является

неоднородным. Многообразная