Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

род прорицания. Он не нуждается, как

ты говоришь, в посреднике, будь то я сам, будь кто-либо другой, кого я

должен отобрать из числа многих, а сам возвышается надо всем,

сверхъестественно и вечно предшествуя всему, не допуская помимо этого

никакого сопоставления и никакого предшествующего превосходства чего-либо

среди множества вещей, освобождается сам по себе и, будучи единообразным,

указывает дорогу всему. И ты, и всякий, кто является подлинным почитателем

богов, должен открыть всего себя для этого рода пророчества. Ведь благодаря

ему одновременно возникает и в пророчествах неукоснительная истина, и в

душах-- совершенная добродетель. Наряду с обоими этими качествами теургам

открывается путь ввысь, к умопостигаемому огню, который на самом деле

выступает как истинная цель всякого предвидения будущего и всяческой

теургической деятельности.

      Итак, ты напрасно предлагаешь исходящее от безбожников мнение,

поскольку, как явствует из изложенного, они полагают, будто все прорицание

направляется дурным демоном 111. Ведь не стоит вспоминать о них,

когда внимание обращено на богов. Кроме того, они не знают даже разницы

между истиной и ложью, поскольку изначально воспитаны во тьме и совершенно

неспособны узнать основы, на которых возникают эти предметы. Пусть же на

этом наши определения относительно способа прорицания будут закончены.

      (стр.150)

IV

      1. Ну так что же, давай и далее последовательно рассмотрим, каковы

предполагаемые возражения и какой смысл они имеют. И если вдруг мы станем

исследовать какие-то предметы несколько глубже, как люди, которые могли бы

по собственной воле

      спокойно совершать изыскания, то тебе следует благосклонно и

мужественно это выдерживать. Ведь в величайших науках и рвение должно

становиться великим и тщательно проверенным в течение долгого времени, если

только ты намереваешься познать их в совершенстве. Итак, в согласии с

описанным подходом продолжай высказывать вызывающие недоумение сомнения, с

которых ты начал, а я, со своей стороны, вразумлю тебя. Итак, изложи то, что

весьма меня тревожит: каким образом те, кто призывается в качестве лучших,

получают приказание, словно худшие. Я, в свою очередь, расскажу тебе о

правильном

      (стр.151)

      различении заклинаемых существ, благодаря которому ты окажешься в

состоянии ясно определить возможность и невозможность того, относительно

чего ты задал вопрос.

      Ведь боги и все те, кто превосходит нас желанием прекрасного,

независтливой исполненностью благ и благоволением, охотно даруют достойным

то, что им подобает, не только сочувствуя трудам жрецов, но и принимая

ласково собственные создания и воспитанников. Посредствующие же роды

являются наблюдателями за их решением. Они советуют, что нужно делать и от

чего следует воздерживаться, содействуют в справедливых делах, а в

несправедливых мешают и уже заставили многих тех, кто пытался незаконно

отобрать что-то чужое или неправедно оскорбить или убить кого-то, испытать

то, что они замышляли сделать в отношении других.

      Но существует и другой, безрассудный и неразличимый, род того, кто

оказывается рядом, который разделил в себе численно единую силу в

соответствии со своей принадлежностью к каждой частице того дела, для

которого он предназначен. Итак, как дело меча--рубить и не совершать ничего

иного, кроме этого, так и среди распространенных повсюду духов одному в

соответствии с природой положено прежде всего разделять, а другому

--соединять возникающее. Известен этот род на основании своих проявлений.

Ведь так называемые Хароновы пропасти 112 испускают из себя некий

дух, способный совершенно уничтожить все то, что упадет туда. Так вот, точно

таким же образом и некие невидимые духи, распределившие между собой разные

частицы силы, по природе совершают только то, что им предназначено. Но если

бы кто-нибудь, присвоив этих духов, надлежащим образом прислуживающих всему,

направил бы их на иной предмет и противозаконно со-

      (стр.152)

      вершил нечто для себя, то тогда результатом действия того, кто дурно их

использовал, оказался бы ущерб для него самого.