на этом приеме внимание
читателей, но и вовсе полагая его само собой разумеющимся.
Что же касается бытия самого по себе, то Аристотель говорит о том, что
оно приписывается всем вещам, которые обозначаются через формы
категориального высказывания,
(стр.15)
и сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких смыслах и
обозначается бытие: 'А так как одни высказывания обозначают суть вещи,
другие--качество, иные -- количество, иные--отношение, иные -- действие или
претерпевание, иные--„где', иные--„когда', то сообразно с каждым
из них те же значения имеет и бытие' *. Данное определение представляется
достаточно полным, за исключением того, что неясно, чем именно является
сущность (суть) вещи, то, что же она такое. Аристотель говорит о двух
смыслах сущностей **: в самом основном, первичном и безусловном, смысле
слово 'сущность' не говорится ни о каком подлежащем и ни в каком подлежащем
не находится --это, например, отдельный человек или отдельная лошадь; ко
вторым же сущностям как видам принадлежат сущности первичные, и вторичные
сущности-- это человек или живое существо вообще.
Заметим, между прочим, что для Платона и платонизма 'первое' есть
наиболее общее, целое или даже единое, затем уже разделившееся на множество;
для Аристотеля же наоборот: 'первое'--это то, что относится к отдельному из
множества. Его уже следует объединять в роды и виды и тем самым восходить к
общему, или простому. Для неоплатонизма такое положение, как мы увидим,
имеет особое значение, поскольку главными авторитетами для него оказываются
именно Платон и Аристотель.
Неоплатонизм причудливым образом объединил представления древних
философов о бытии и создал свое собственное учение, пусть даже неявным
образом, но неизбежно лежащее в основе любых рассуждений позднейших
философов,
_________________________
* Аристотель. Метафизика, V, 7, 1017а, 25.
* *Аристотель. (Категории, V, 2а, 11--20.
(стр.16)
в частности Ямвлиха. В связи с этим необходимо сделать несколько
замечаний относительно характера неоплатонического философского синтеза.
Во-первых, неоплатоники утверждали, что они высказывают 'мнение Платона'.
Такое утверждение всегда было искренним, хотя в действительности их мнение
далеко не каждый раз совпадало с Платановым. Во-вторых, все сказанное
'божественными древними мужами' принималось безоговорочно, а возникающие
противоречия устранялись либо при посредстве умолчания, либо при помощи
демонстрации их иллюзорности. В-третьих--и это в особенности касается
Ямвлиха, используемые модели рассуждений часто оказывались вообще не
платоническими, а скорее аристотелевскими.
Более конкретно относительно учения неоплатонизма о бытии можно сказать
следующее. Его основатель Плотин подметил основную черту, объединяющую
воззрения Платона и Аристотеля, а именно что бытие, как и сущее, можно
мыслить; при этом речь идет о чистом мышлении, или умопостижении, а отнюдь
не о рассуждении, связанном со словами, не о дискурсе,--это различение
дискурса и мышления в неоплатонизме выдерживалось неукоснительно. Стало
быть, Платоново 'движение' у Плотина преобразуется в 'мыслящее', или ум, а
'покой'--в 'мыслимое', или умопостигаемое. Таким образом, описанная выше
диалектическая структура бытия, или сущего, приобретает следующий вид: бытие
(сущее)--ум--умопостигаемое--тождество--различие. Ум является, во-первых,
сущим и, во-вторых, множественным, и потому он уже причастен бытию, хотя и
отличен от него. Благодаря тождеству он способен принять участие в
умопостигаемом, а благодаря различию он в состоянии идентифицировать самого
себя. В едином движении мысли он способен помыслить
(стр.17)
и самого себя, и в этом отношении он является частью ноуменального
(умопостигаемого).
Далее, платоновское 'иное' (из диалога 'Софист') приобретает в
неоплатонизме весьма важный смысл: картина 'сущего небытия' разворачивается
с особыми подробностями. Плотин, рассматривая феноменальный мир,
обнаруживает, что каждая вещь в нем