но, превосходя его по значимости и силе,
придаст чувственным вещам то постоянство, которое они способны воспринять.
Впрочем, может быть, ты называешь демонами призраки, неправомерно применяя
подобное обращение.
Ведь одно дело -- природа демонов, а другое --призраков. Положение тех
и других совершенно обособлено друг от друга. Точно так же и
хорег109 призраков отличается от великого вождя демонов. И ты,
без сомнения, согласен с этим, когда говоришь, что этими людьми не
привлекается никакой демон. Итак, чего же более всего достойным окажется,
пожалуй, такое священнодействие или предсказание будущего, которое
совершенно не имеет отношения ни
(стр.147)
к богу, ни к демону? Стало быть, следует знать, какую природу имеет это
творение чудес, и ни в коем случае не пользоваться им и не доверять ему.
31. Далее, существует и другое, худшее, чем даже это, истолкование
священнодействий, которое выставляет в качестве причины прорицания некий
принимающий многообразные формы и пользующийся многими способами род
обманчивой природы, изображающий из себя богов, демонов и души умерших. Я
поведаю тебе в ответ на это рассуждение, которое я когда-то услышал от
излагавших его как-то халдейских пророков.
Все те боги, которые истинны, даруют только лишь благо, общаются только
с благими людьми, сближаются с очистившимися при помощи священнодействий и
прогоняют от них всякую испорченность и всякую страсть. Когда они сияют,
дурное и демоническое становится невидимым благодаря лучшему, словно тьма
благодаря свету. И даже случайность не досаждает теургам; именно поэтому они
и воспринимают всяческую добродетель, делаются благонравными и порядочными,
избегают страстей и всяческого беспорядочного движения и оказываются чисты
от безбожных и неблагочестивых способов действия. А все те люди, которые и
сами грешны и на богов обрушиваются противозаконно и беспутно, не в
состоянии достигнуть богов из-за вялости собственного действия или нехватки
присущей им силы. И если они из-за своей оскверненности не допускаются до
общения с чистыми, то тем самым приходят в соприкосновение с дурными духами
и, исполняясь от них самой дурной одержимости, становятся дурными и
нечестивыми, насыщенными неумеренными удовольствиями, пронизанными
испорченностью, склонными к чуждым богам способам действия и, говоря в
общем, оказываются
(стр.148)
близкими дурным демонам, с которыми они и соединяются.
Так вот, они-то, будучи полными страстей и пороков, привлекают к себе
дурных духов вследствие родства с ними и сами побуждаются последними для
всяческого порока, и так они процветают благодаря друг другу, словно в
некоем круге, в котором начало соединяется с концом и одно на равных
основаниях переходит в другое. Итак, в рассуждении о жреческом прорицании
никогда не рассматривай те безбожные промахи нечестивого действия, которые
сами беспутно поступают со священными предметами, да еще и беспорядочно
используются занимающимися ими, и в результате иногда, похоже, заставляют с
шумом ворваться одного бога вместо другого, а иногда вызывают вместо богов
дурных демонов, которых-то и называют противобогами 110. Ведь,
разумеется, благо в большей степени противостоит злу, чем попросту отличному
от блага.
Итак, подобно тому, как святотатцы борются в первую очередь с
религиозным почитанием всех богов, те, кто общается со лжецами и с виновными
в своеволии демонами, конечно, борются против теургов. Ведь последними
изгоняется и совершенно ниспровергается всякий дурной дух и полностью
истребляются всякий порок и всякая страсть. В чистых присутствует чистая
причастность благу, они исполняются истины свыше, от огня. Для них не
возникает никакого препятствия в виде дурных духов и нет никакой помехи для
душевных благ. Им не докучает никакое пустое воображение, лесть, вдыхание
испарений или- насилие. Наоборот, все, словно пораженное ударом грома, не
вступая с ними в соприкосновение, уступает им, отступает перед ними и не
может приблизиться к ним. Итак, это единственный чистый,
(стр.149)
священный и поистине божественный