Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

говорить о том, что ты предлагаешь как никоим образом не достойное

отвержения, а именно --будто существуют люди, способные порождать

действующие призраки, то я удивился бы, если какой-нибудь из созерцающих

истинные образы богов теург одобрил бы это. Ведь по какой причине можно было

бы променять истинно сущее на призраки и от первейшего переметнуться

      (стр.142)

      к низшему? Разве мы не знаем, что в соответствии с подобной видимостью

все пребывает в неясности, и что видения не являются истинными, и что

видятся блага только кажущиеся, а истинные никогда? И все остальное в

становлении точно так же стремительно появляется вновь и вновь и никакой

подлинностью, совершенством или очевидностью не обладает. Эти призраки

отличает и способ их творения. Ведь их создатель --не бог, а человек и

порождаются они не однородными умопостигаемыми сущностями, а той, что

вступает в соприкосновение с материей. Итак, что же могло бы оказаться

благом, будучи порождено материей и окружающими материю и содержащимися в

телах материальными и телесными силами? Разве то, что произведено

человеческим искусством, не является худшим, чем даже сами люди,

предоставляющие подобному предмету бытие? 105 А каким же тогда

искусством измышляется этот самый призрак? Ведь говорят так, будто речь идет

о ремесленном искусстве. Однако последнее созидает истинные сущности, а не

какие-то призраки. Таким образом, существует и некое искусство, создающее

призраки, в отличие от взращивающего истинные сущности ремесленного. Но в

нем нет ничего общего с божественным творением. Ведь бог творит все отнюдь

не при посредстве небесных природных движений, обособленной материи или

выделенных на таком основании сил. Он созидает миры своими мыслями,

желаниями и нематериальными образами при посредстве вечной сверхкосмической

и внутрикосмической души106. Творец же призраков, как говорят,

создает их при помощи блуждающих звезд.

      Однако подобное предположение на самом деле не имеет отношения к

истине. Ведь среди неких, в действительности беспредельных сил, окружающих

небесных богов,

      (стр.143)

      один род хуже всех их --род природных сил. Далее, одна его часть,

которая находится в семенных и в предшествующих семенным неподвижных

логосах, сама по себе идет впереди становления, а другая, которая заключена

среди чувственных и открытых движений и сил и среди небесных истечений и

качеств, господствует над всей видимой упорядоченностью. Последнее же среди

всего этого, пребывающее на Земле, управляет видимым земным становлением.

Многие искусства, например врачевание, гимнастика и все те, которые вступают

по роду своей деятельности в общение с природой, пользуются властью над

видимым становлением и проявляющимися в ощущении качествами посылаемых с

неба истечений. В числе прочих искусств и созидание призраков получает некую

связанную со становлением, чрезвычайно небольшую частицу перечисленного.

      Итак, следует представлять подобное так, как оно обстоит на самом деле,

а именно что создатель призраков не пользуется ни самими круговращениями

небес, ни силами, существующими в них или расположенными вокруг них в

соответствии с природой, и вообще не в состоянии с ними соприкасаться. Он

обращается к низшим из этих сил, принадлежащим природе и истекающим в

очевидности вокруг последней части всего, причем так, как это свойственно

искусствам, а не теургии ю7. Ведь эти самые силы, я думаю, даже

смешиваясь с отдельной частью материи, в состоянии изменять, преобразовывать

и преображать ее то так, то эдак. Точно так же они воспринимают и переход

сил, заключенных в отдельном, от одного состояния к другому. Такое

разнообразие действий и смешение большинства материальных сил совершенно

отличны не только от божественного творения, но и от воспроизводства в

природе.

      (стр.144)

      Ведь даже природа создает свои произведения разом и вместе и совершает

все при помощи простых и несоставных действий. Итак, подобной

предрасположенности остается только принадлежать искусству и быть слиянием с

низшим, видимым, небесным истечением и с тем, что приводится в движение

небесной природой.