говорить о том, что ты предлагаешь как никоим образом не достойное
отвержения, а именно --будто существуют люди, способные порождать
действующие призраки, то я удивился бы, если какой-нибудь из созерцающих
истинные образы богов теург одобрил бы это. Ведь по какой причине можно было
бы променять истинно сущее на призраки и от первейшего переметнуться
(стр.142)
к низшему? Разве мы не знаем, что в соответствии с подобной видимостью
все пребывает в неясности, и что видения не являются истинными, и что
видятся блага только кажущиеся, а истинные никогда? И все остальное в
становлении точно так же стремительно появляется вновь и вновь и никакой
подлинностью, совершенством или очевидностью не обладает. Эти призраки
отличает и способ их творения. Ведь их создатель --не бог, а человек и
порождаются они не однородными умопостигаемыми сущностями, а той, что
вступает в соприкосновение с материей. Итак, что же могло бы оказаться
благом, будучи порождено материей и окружающими материю и содержащимися в
телах материальными и телесными силами? Разве то, что произведено
человеческим искусством, не является худшим, чем даже сами люди,
предоставляющие подобному предмету бытие? 105 А каким же тогда
искусством измышляется этот самый призрак? Ведь говорят так, будто речь идет
о ремесленном искусстве. Однако последнее созидает истинные сущности, а не
какие-то призраки. Таким образом, существует и некое искусство, создающее
призраки, в отличие от взращивающего истинные сущности ремесленного. Но в
нем нет ничего общего с божественным творением. Ведь бог творит все отнюдь
не при посредстве небесных природных движений, обособленной материи или
выделенных на таком основании сил. Он созидает миры своими мыслями,
желаниями и нематериальными образами при посредстве вечной сверхкосмической
и внутрикосмической души106. Творец же призраков, как говорят,
создает их при помощи блуждающих звезд.
Однако подобное предположение на самом деле не имеет отношения к
истине. Ведь среди неких, в действительности беспредельных сил, окружающих
небесных богов,
(стр.143)
один род хуже всех их --род природных сил. Далее, одна его часть,
которая находится в семенных и в предшествующих семенным неподвижных
логосах, сама по себе идет впереди становления, а другая, которая заключена
среди чувственных и открытых движений и сил и среди небесных истечений и
качеств, господствует над всей видимой упорядоченностью. Последнее же среди
всего этого, пребывающее на Земле, управляет видимым земным становлением.
Многие искусства, например врачевание, гимнастика и все те, которые вступают
по роду своей деятельности в общение с природой, пользуются властью над
видимым становлением и проявляющимися в ощущении качествами посылаемых с
неба истечений. В числе прочих искусств и созидание призраков получает некую
связанную со становлением, чрезвычайно небольшую частицу перечисленного.
Итак, следует представлять подобное так, как оно обстоит на самом деле,
а именно что создатель призраков не пользуется ни самими круговращениями
небес, ни силами, существующими в них или расположенными вокруг них в
соответствии с природой, и вообще не в состоянии с ними соприкасаться. Он
обращается к низшим из этих сил, принадлежащим природе и истекающим в
очевидности вокруг последней части всего, причем так, как это свойственно
искусствам, а не теургии ю7. Ведь эти самые силы, я думаю, даже
смешиваясь с отдельной частью материи, в состоянии изменять, преобразовывать
и преображать ее то так, то эдак. Точно так же они воспринимают и переход
сил, заключенных в отдельном, от одного состояния к другому. Такое
разнообразие действий и смешение большинства материальных сил совершенно
отличны не только от божественного творения, но и от воспроизводства в
природе.
(стр.144)
Ведь даже природа создает свои произведения разом и вместе и совершает
все при помощи простых и несоставных действий. Итак, подобной
предрасположенности остается только принадлежать искусству и быть слиянием с
низшим, видимым, небесным истечением и с тем, что приводится в движение
небесной природой.