предмету, который с ними связан и проявлениями которого
выступают эти признаки. Прочное же знание божественного промысла указывает
путь для будущих событий, так же как и его незыблемое подтверждение на
основании причин, и его связующий все со всем нерасторжимый охват, и его
остающееся неизменным различение всего как наличного и определенного.
27. В самом деле, не следует утверждать, будто и природа, и искусство,
и взаимное тяготение связаны с предуведомлениями частей во всем, словно в
едином живом существе, о чем-то друг в отношении друга и что тела
предрасположены к тому, чтобы на основании одних существовало знамение
применительно к другим. Ведь даже они, совершенно отчетливо видимые,
присвоили себе -- одни в большей, другие в меньшей степени--некий отголосок
божественной мантики, ибо никакое из них не может быть совершенно ее
лишенным. Напротив, точно так же, как во все предметы привнесено связанное с
богом представление о благе, в них проявляется и некий неясный
(стр.140)
или даже вполне отчетливый образ божественной мантики. Однако
собственно-божественный вид мантики не является ничем из этого, и не следует
характеризовать единый, божественный и несмешанный ее вид на основании
большей части исходящих от нее в становление видений. И если какие-то
другие, ложные и обманчивые, образы находятся еще дальше от него, чем те, то
не стоит их привлекать для его обсуждения. Напротив, необходимо выяснить для
себя в отношении его единый смысл и единый порядок в согласии с единым
божественным видом и с единой умопостигаемой и неизменной истиной, наряду с
этим пренебрегая постоянно выходящей за свои границы изменчивостью как
ненадежной и не подобающей богам.
Если истинное мантическое божественное действие в самом деле таково, то
кто не устыдился бы выставить лишенную мышления и не созидающую возникающего
природу в качестве некоей предпосылки мантической силы в нас, вкладывающей
эту способность в одних в большей, а в других -- в меньшей степени? Ведь в
тех случаях, когда люди восприняли основания для собственного совершенства
из природы, тогда главенствуют некие природные способности. В тех же
случаях, когда не наличествует никакого человеческого действия, тогда и
результат не принадлежит нам. И если целью является некое божественное
благо, превосходящее нашу природу, то не может быть, чтобы когда-либо в
подобных случаях в качестве предпосылки выступала некая природная
предрасположенность: ведь недостатки принадлежат тому же самому, что и
достоинства. Людям же свойственны оба эти состояния. А если говорить о том,
что существует не как присущее людям, то у этого, конечно, не будет
природных предпосылок. Следовательно, в нас нет от природы никакого зародыша
(стр.141)
божественной мантики, но если бы кто-нибудь называл мантикой нечто
более обыденное и человеческое, то пусть у этого человеческого будет некая
природная предпосылка. Что же касается той мантики, которую можно было бы
назвать истинной, соответствующей богам, то не следует полагать, будто она
заложена от природы. Ведь последней в числе прочего сопутствует большая или
меньшая неопределенность 1<м, и потому она отлична от
пребывающей в пределах неизменного божественной мантики.
Именно поэтому следует решительно возражать в тех случаях, когда
кто-нибудь говорит, что мантика существует благодаря нам самим. И ты
приводишь проявляющиеся в действиях доказательства этого. Ведь то, что те,
на кого нисходит вдохновение, указывают камни и травы, и налагают некие
священные оковы и освобождают от них, и отпирают запертое на ключ, и
переменяют склонности у внимающих им, так что делают их из дурных
хорошими,-- все это означает, что вдохновение приходит извне. Впрочем,
предварительно следует изучить не только это, но и то, какое божественное
вдохновение позволяет божественной мантике быть совершенно обособленной. И
мы не будем ее знатоками, если, проверяя в отношении ее собственное
знамение, не присоединим к нему, словно некую печать, свойственный ей
признак.
28. Впрочем, это было нами тщательно исследовано немного раньше. Если
же