Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

никакого достойного

богов дела, как и любых предсказаний, без их участия. Ведь человеческий род

слаб и мал, видит недалеко и обладает соответственным ничтожеством.

Единственное лечение от внутреннего блуждания, замешательства и шаткой

изменчивости для него--это если он приобретет по возможности некую

сопричастность божественному свету. Отвергающий ее делает то же самое, что и

те, кто выводит душу из бездушного, или те, кто ум считает родившимся из

неразумного; ведь подобный человек так же беспричинно допускает наличие

божественных предметов как следствие небожественных.

      Итак, пожалуй, достигнуто согласие в том, что лучшие дела совершают

бог, демон или ангел. Однако мы пока не допускаем того предположения,

которое ты высказал сперва как само собой разумеющееся, а именно что он

совершает это при нашем посредстве, влекомый принуждениями заклинания. Ведь

бог, как и весь связанный с ним хор лучших родов, превыше необходимости,

причем не только исходящей от людей, но и всей той, которая владеет

космосом. В самом деле, ведь невозможно, чтобы нематериальная

      (стр.128)

      природа и не восприемлющии ничего привнесенного порядок прислуживали

какой-либо исходящей извне необходимости. Впрочем, со своей стороны, и

заклинание, и совершаемые истинным знатоком действия при помощи уподобления

и установления родства сами приближаются к лучшим родам и соприкасаются с

ними, но выполняют свое дело ни в коем случае не при помощи силы.

      19. Конечно, неверно и то твое предположение, будто происходящее

открывается пророчествующим после того, как сведущий теург испытал приступ

страсти, и будто после того, как страсть снизошла на пророка, тем самым Л с

необходимостью совершается пророчество: ведь это чуждо сущности лучших родов

и подходит скорее иным. Неверно и то, что относящаяся к лучшим родам причина

выступает в качестве некоего промежуточного орудия и что обращающийся к

богам действует через предсказывающего. Ибо и это говорится нечестиво; ведь

значительно правильнее то, что бог есть все, и может все, и все наполняет

собой и что только он достоин заслуживающего упоминания рвения и блаженной

почести; человеческое же позорно, не стоит ничего и лишь в шутку

сравнивается с божественным. Смешно мне слышать, что бог естественным

образом присутствует подле чего-то или из-за круговращения становления, или

по другим причинам. Ведь лучшее не будет нерожденным, если его влечет

круговращение становления, так же как и изначальной причиной всего, если в

соответствии с другими причинами оно само соединяется с чем-то. Итак, это

недостойно представления о богах и чуждо теургическим действиям. Подобное

исследование ожидает та же участь, что и мнение большинства людей в вопросе

о сотворении всего и о промысле. Ведь будучи не в состоянии понять, каков

способ названного, и перенося

      (стр.129)

      человеческие думы и рассуждения на богов, они совершенно отвергают

применительно к ним и промысел, и творение.

      Итак, подобно тому как мы имеем обыкновение возражать им тем, что

божественный способ творения и попечения является чем-то иным и что из-за

его незнания не следует отвергать все как изначально не установленное, так и

тебе можно было бы, по справедливости, сказать, что всякое предвидение и

свершение вечных дел есть результат действия богов, и они не происходят ни

по необходимости, ни по другим человеческим причинам, но связаны с такими, о

которых знают только бог

      20. Итак, не разумно ли было бы, чтобы мы, оставив в стороне эти

воззрения, осветили бы второе предлагаемое тобой исследование причин того же

самого, а именно утверждение о том, что 'душа говорит и воображает это, и

принадлежат ей страсти, пробуждающиеся от малейших проблесков'. Однако

подобное предположение неестественно и противоречит разуму. Ведь все

происходящее возникает вследствие некоей причины и родственное совершается

благодаря родственному. Божественное же дело не является ни случайным --ведь

подобное беспричинно и совершенно не предопределено,-- ни порождаемым

человеческой причиной--ведь последняя чужда ему и несовершенна, а более

совершенное не может быть вызвано несовершенным. Следовательно,