никакого достойного
богов дела, как и любых предсказаний, без их участия. Ведь человеческий род
слаб и мал, видит недалеко и обладает соответственным ничтожеством.
Единственное лечение от внутреннего блуждания, замешательства и шаткой
изменчивости для него--это если он приобретет по возможности некую
сопричастность божественному свету. Отвергающий ее делает то же самое, что и
те, кто выводит душу из бездушного, или те, кто ум считает родившимся из
неразумного; ведь подобный человек так же беспричинно допускает наличие
божественных предметов как следствие небожественных.
Итак, пожалуй, достигнуто согласие в том, что лучшие дела совершают
бог, демон или ангел. Однако мы пока не допускаем того предположения,
которое ты высказал сперва как само собой разумеющееся, а именно что он
совершает это при нашем посредстве, влекомый принуждениями заклинания. Ведь
бог, как и весь связанный с ним хор лучших родов, превыше необходимости,
причем не только исходящей от людей, но и всей той, которая владеет
космосом. В самом деле, ведь невозможно, чтобы нематериальная
(стр.128)
природа и не восприемлющии ничего привнесенного порядок прислуживали
какой-либо исходящей извне необходимости. Впрочем, со своей стороны, и
заклинание, и совершаемые истинным знатоком действия при помощи уподобления
и установления родства сами приближаются к лучшим родам и соприкасаются с
ними, но выполняют свое дело ни в коем случае не при помощи силы.
19. Конечно, неверно и то твое предположение, будто происходящее
открывается пророчествующим после того, как сведущий теург испытал приступ
страсти, и будто после того, как страсть снизошла на пророка, тем самым Л с
необходимостью совершается пророчество: ведь это чуждо сущности лучших родов
и подходит скорее иным. Неверно и то, что относящаяся к лучшим родам причина
выступает в качестве некоего промежуточного орудия и что обращающийся к
богам действует через предсказывающего. Ибо и это говорится нечестиво; ведь
значительно правильнее то, что бог есть все, и может все, и все наполняет
собой и что только он достоин заслуживающего упоминания рвения и блаженной
почести; человеческое же позорно, не стоит ничего и лишь в шутку
сравнивается с божественным. Смешно мне слышать, что бог естественным
образом присутствует подле чего-то или из-за круговращения становления, или
по другим причинам. Ведь лучшее не будет нерожденным, если его влечет
круговращение становления, так же как и изначальной причиной всего, если в
соответствии с другими причинами оно само соединяется с чем-то. Итак, это
недостойно представления о богах и чуждо теургическим действиям. Подобное
исследование ожидает та же участь, что и мнение большинства людей в вопросе
о сотворении всего и о промысле. Ведь будучи не в состоянии понять, каков
способ названного, и перенося
(стр.129)
человеческие думы и рассуждения на богов, они совершенно отвергают
применительно к ним и промысел, и творение.
Итак, подобно тому как мы имеем обыкновение возражать им тем, что
божественный способ творения и попечения является чем-то иным и что из-за
его незнания не следует отвергать все как изначально не установленное, так и
тебе можно было бы, по справедливости, сказать, что всякое предвидение и
свершение вечных дел есть результат действия богов, и они не происходят ни
по необходимости, ни по другим человеческим причинам, но связаны с такими, о
которых знают только бог
20. Итак, не разумно ли было бы, чтобы мы, оставив в стороне эти
воззрения, осветили бы второе предлагаемое тобой исследование причин того же
самого, а именно утверждение о том, что 'душа говорит и воображает это, и
принадлежат ей страсти, пробуждающиеся от малейших проблесков'. Однако
подобное предположение неестественно и противоречит разуму. Ведь все
происходящее возникает вследствие некоей причины и родственное совершается
благодаря родственному. Божественное же дело не является ни случайным --ведь
подобное беспричинно и совершенно не предопределено,-- ни порождаемым
человеческой причиной--ведь последняя чужда ему и несовершенна, а более
совершенное не может быть вызвано несовершенным. Следовательно,